Белогорский монастырь. Белогорский монастырь в Пермском крае: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Белая гора пермский

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь расположен на живописных отрогах Уральских гор в 120 километрах от города Перми и в 85 километрах от города Кунгура. Белая гора издавна служила местом спасения и молитвы. С XVIII века здесь находились кельи и скиты,где скрывались беглые с заводов люди и преследуемые властью старообрядцы. Почему гору, возвышающую среди лесов, назвали Белой? Объяснений несколько. Здесь долго не тает первый снег. Здесь выходят на поверхность белые известняки.
Белогорский Свято-Николаевский монастырь был основан в 1893 г. Его первым настоятелем стал отец Варлаам, в миру Василий Ефимович Коноплев, человек незаурядный. Родился он в семье староверов, долгое время не только принадлежал к австрийской секте (одно из направлений раскольничества), но и возглавлял ее. Однако он никогда не оставлял искания истины, и Господь не оставил его, ибо сказано: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"

(Мф. 5, 6). Благодаря чудесному дарованию дождя во время молебнов на Белой горе и беседам православных пастырей принял православие и стал ревностным тружеником на ниве Господней.

Созданный монастырь быстро рос во многом благодаря трудам и молитвам его настоятеля.

Обитель, несмотря на молодость, сияла святостью, и потому на Белую Гору стекалось множество паломников со всех концов нашей Родины. В год здесь бывало до 70 тысяч паломников. С первых

Же дней здесь соблюдался строгий устав. Монастырь получил призвание - быть просветителем

Среди раскольников, это и обусловило столь точное исполнение устава.
На освящение первого храма в честь святого Николая чудотворца собралось множество

Богомольцев, и вновь было явлено чудесное знамение. Летописец отмечал, что дни в это время

Верующих потеплело" и показалось солнце. К 10 часам было уже так тепло, что падающий снег

Казался летним дождем. Во время освящения храма, литургии и освящении хлебов был тихо и

Ясно. И лишь когда владыка стал спускаться с Белой горы, солнце вновь скрылось за белой

Вьюгой. Так было явлено еще одно Божественное знамение, которыми так богата история Белой

Горы.
Вскоре состоялось освящение Иверского храма, который знаменит своим уникальным

Архитектурным решением. Проектировал этот храм отец Стефан Луканин. Вокруг храма была

Устроена специальная терраса с навесом от дождя, которая позволяла старообрядцам смотреть на

Православное богослужение. Следуя своему миссионерскому призванию, монахи вели неустанные

Беседы с раскольниками о правоте православной веры и сумели обратить многих.
Обитель быстро росла - за первое десятилетие количество насельников возросло с 12 до

400 человек. При монастыре были организованы пекарня, иконописная мастерская, различные

Ремесленные мастерские, занимались и хлебопашеством, держали скот, в девяти прудах разводили

Рыбу. Одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников.
Несмотря на строгость жизни в монастыре многие пожелали еще более строгой и уединенной

Жизни. Так появился Свято-Серафимовский скит, который вскоре получил наименование

Серафимо-Алексеевского. Это произошло в честь рождения долгожданного наследника Российского

Престола - цесаревича Алексия. Возглавлял Свято-Серафимовский скит отец Серафим (Кузнецов).

Строгая подвижническая жизнь не могла не принести духовные плоды. И юная Белогорская обитель

Прославилась старчеством. За духовным окормлением сюда спешили тысячи паломников...
В июле 1914 года на Белой горе царило радостное оживление - обитель посетила Великая

Княгиня Елизавета Федоровна. На пермской пристани Августейшую паломницу встречал отец

Серафим, а в самой обители ее ожидал крестный ход во главе с настоятелем монастыря

Архимандритом Варлаамом. Во время этого паломничества Великая Княгиня посетила пещерную

Келию игумена Серафима и беседовала с ним. Отец Серафим духовно был очень близок Великой

Княгине, вероятно, именно поэтому их судьбы так переплелись. Встречались они не только на

Урале, но и в Москве. Последняя встреча игумена Серафима и Елизаветы Федоровны произошла

Весной 1917 года. Игумен Серафим предлагал Великой Княгине поехать с ним в Алапаевск,

Укрыться от врагов. Но Елизавета Федоровна отказалась и добавила: "Если меня убьют, то,

Прошу вас, похороните меня по-христиански". Этот завет отец Серафим исполнил в точности.

Именно его Господь избрал для сопровождения тел святых мучеников из Алапаевска на Святую Землю.
Одной из вершин духовного расцвета обители стало строительство Крестовоздвиженского собора в память о упомянутом выше чудесном спасении царствующего императора Николая II.

Строительство продолжалось 15 лет и воистину было всенародным. Освящение собора состоялось в июне 1917 года, незадолго до грозных событий. Освящение продолжалось 3 дня ради огромного количества паломников - даже огромный собор не мог вместить всех желающих принять участие в богослужении.
Неумолимо приближалось страшное время. Освящение собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня словно пророчествовало о предстоящей "русской голгофе", о страданиях Царской семьи. Приняла мученическую кончину и Великая Княгиня Елизавета Федоровна. На Белогорскую обитель также обрушились гонения новой власти. Думается, что эта особенная ненависть не случайна - ведь здесь особенно почиталась Царская семья. Настоятель монастыря отец Варлаам принял мученическую кончину. Так же и монастырская братия претерпела мучения за веру. И украсилась Белая гора святой кровью мучеников.

Можно считать, что возрождение Белогорья началось в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. С этого времени происходит бурный рост православных приходов. В Пермской епархии в 1985 году насчитывался всего 41 приход, а к 2002 - более 200. Только в 1989-1991 годах открыто 53 новых прихода и 2 монастыря, в том числе и Белогорский. 24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского

Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви. 29 января 1991 года Св. Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля
1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок до своей

Кончины о. Варлаам II с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное - очищен

От десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10

Человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители. В 1992 году в

Обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей

Около полутора тонн, лес, краски и т.д. В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два

Братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников

Градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года

Архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК под председательством Кацко Г.Л. был

Разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. В этом же

Году началось строительство автодороги до Белой горы. В январе 1995 года о. Варлаама не

Стало, а уже в мае на нескольких главах собора засияли кресты... На многотрудный пост

Наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр

Ишматов). В период его деятельности (до февраля 2000 года) также многое было сделано. В 1995

Году благодаря помощи Пермской областной администрации закончено строительство грунтовой

Дороги к храму, начались работы по реставрации Крестовоздвиженского собора. В мае 1996 года

Монастырь посетил Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. В сентябре 1996

Года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в

Реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря». С февраля 1997 года

Регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года

Ежегодно совершаются Крестные ходы из г. Перми на Белую гору. 2 июля 1998 года на Белой горе

Состоялся торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и

Преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти

Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут исторический Царский крест, уничтоженный в

Революцию. Проектировал его пермский архитектор Александр Метелев. Изготовлен исполин

(10,66 м) на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства

Благотворителей. Одним из проектов миссионерской службы монастыря является проект

«Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора - стена,

Облицованная керамическими плитками, на которых имена людей и названия организаций, наиболее

Активно помогающих возрождению Белогорской обители. Кроме того, имена всех благотворителей,

Независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел. В

Сентябре 1998 года создается Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского

Собора Белогорского монастыря «Белая гора». Председателем Попечительского совета вновь

Созданного Фонда был избран Игумнов Геннадий Вячеславович - губернатор Пермской области, а

Председателем правления и президентом Фонда - Рыбакин Владимир Ильич, генеральный директор

ОАО «Уралсвязьинформ» (1998–2000 гг.). 22 июля 1999 года Градостроительным советом Пермской

Области одобрен генеральный план развития Белогорского монастыря, разработанный авторским

Коллективом «Институт Пермагропромпроект», который был награжден дипломом VI Международной

Выставки «Строительство и ремонт 2000» «за высокий профессиональный уровень и

Духовно-культурную общественную значимость». На Рождество 2000 года во временной звоннице у

Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском

Монастыре Ивановской епархии. С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит

Вениамин (Василий Трепалюк), в сентябре 2001 г. - игумен Герасим (Юрий Гаврилович), а в

Марте 2003 г. - игумен Антоний (Виталий Щукин). И за эти годы сделано было не мало.

Закончено строительство автодороги с асфальтобетонным покрытием до Белой горы, продолжается

Строительство газопровода, завершается восстановление кровли, наружных стен и западного

Крыльца храма, строительство водозаборных сооружений (2 артезианские скважины),

Восстанавливаются Иконостасы и двери Крестовоздвиженского соборного храма, братский корпус №

2 и др. Бывший губернатор Пермской области Игумнов Геннадий Вячеславович и действующий -

Трутнев Юрий Петрович проявляют истинный интерес к Белогорскому монастырю и принимают

Активное участие в его возрождении. В 1999–2002 годах за счет всех источников

Финансирования было выполнено проектно-изыскательских и строительно-восстановительных работ

На сумму более 120 млн рублей, в том числе на строительстве автодороги 94 млн рублей. Для

Завершения работ по восстановлению монастырского комплекса необходимо еще более 200 млн

Владыка Иринарх. Его рукоположение в епископы Русской Православной Церкви состоялось в Храме

Христа Спасителя. Провел хиротонию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. По

Инициативе Фонда «Белая гора» была разработана Программа восстановления Белогорского

Монастыря на 2002–2004 годы и утверждена епископом Пермским и Соликамским Иринархом в ноябре

Добросоцкого Виктора Ивановича в Москве учреждено Некоммерческое партнерство «Уральский

Афон». В последние годы многое сделано и делается для возвращения верующим культовых зданий,

Оказывается помощь государства по их восстановлению, растет число благотворителей.

Проводятся конференции и семинары на религиозные темы с участием священнослужителей и

Представителей органов власти, деятелей культуры, науки и общественности.

Источники текста.

Именно об этом месте – Белой горе – на вершине которой расположен монастырь, с особенной гордостью говорят пермяки. Именно сюда они охотно ездят сами, и с радостью показывают его гостям. Если в эти края везут гостей, то обычно посещают два места: Белогорский монастырь и Кунгурскую ледяную пещеру.

Первое, о чем хочется сказать – это огромный белоснежный Крестовоздвиженский собор монастыря – самый большой храм Пермского края, со смотровой площадки которого открывается великолепный вид на окрестности.

Грандиозный, семиглавый, 7-й по величине храм в России, он стоит на вершине горы Белой (446 м) и словно парит в небе. Собор виден издалека за много километров.

Полное название монастыря – Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь. Он находится в 120 километрах от города Перми и в 40 километрах от города Кунгура.

Сам монастырь не такой уж и древний.

История Белогорского монастыря началась в 1890 году, когда главный миссионер Пермской епархии протоиерей Стефан Луканин посетил Белую гору. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря, и воздвиг первый небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители.

Через год, 29 апреля 1891 года, в честь чудесного спасения Цесаревича Николая от покушения в Оцу (Япония) на Белой горе был поставлен крест. Крест был огромен, в высоту достигал 10 м 65 см. В народе этот крест прозвали Царским. Весной следующего года на Белую гору был принесен образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского, дарованный епископом Пермским и Соликамским Владимиром.

18 июня 1893 года на Белой горе было освящено место для закладки храма. Из Москвы были привезены колокола, и в сентябре 1893 года освящены колокола, два колодца «Святой ключ» и «Иордан» и первые ряды срубов строящейся часовни. В дар будущему монастырю были принесены святые иконы:

  • Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII век), дар архимандрита Павла от города Москвы;
  • «Живоносный источник» – дар жителей города Перми.

Первый – деревянный Свято-Николаевский храм возвели уже в феврале 1894 года. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. В том же 1894 году начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, открыта была школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только церковному пению, грамоте, но и различным ремеслам. Школа просуществовала до 1917 года. Здесь получили воспитание 25 сирот.

Из Москвы и Петербурга сюда были доставлены пять святых икон:

  • Подобие Казанской иконы Божией Матери;
  • образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря;
  • образ преподобного Сергия Радонежского;
  • образ Божией Матери «Послушницы»;
  • образ святого благоверного князя Александра Невского.

Во время пожара 16 ноября 1897 года сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря, пожертвовал деньги на восстановления креста. В сентябре крест был восстановлен. 24 июня 1902 года состоялось торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского).

Его строили 15 лет. Проект разработал инженер Е.И. Артемов. Новое здание собора могло вместить одновременно 8 тысяч человек. В 1917 году строительство было полностью завершено. На освящении Белогорского храма присутствовало 30 тыс. человек.

Крестовоздвиженский собор выстроен в византийском стиле, был оборудован вентиляцией и паровым отоплением.

Уже в 1918 году настали для монастыря трагические события. Большевики замучили и бросили в реку Каму архимандрита Варлаама, расстреляли и замучили 34 монаха Белогорского монастыря. В марте 1923 года монастырь был закрыт.

На Белой горе с 1930 года открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, годом позже появился дом инвалидов. В годы Великой Отечественной войны на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов. Дом инвалидов находился на Белой горе до 1986 года. В 1980 году в монастыре был пожар, который сильно повредил храм, в частности сгорели почти все купола храма.

Возрождение монастыря началось в 1988 году.

В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря.

Начиная с 1999-го, храм реставрировали, а практически заново отстраивали десять долгих лет. Потратили порядка 200 миллионов рублей, собирали по всему краю, но большую часть внесла администрация края. Собор восстановили собор, заново установили Царский крест. Ремонтируют и другие постройки: трапезные, монашеские корпуса, гостевые.

С каждым годом Белогорский монастырь становится всё наряднее и краше.

И всё же богатый и величественный храм не в силах превзойти совершенное произведение самой природы. Белая гора прекрасна сама по себе. И дело не только в высоте. Когда стоишь на горе – под ногами бездонное море, целый океан леса, простирающийся более чем на сто километров. В этом необъятном просторе растворяется без остатка всё суетное и мелочное, покидают сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Стоит сказать об особенной энергетике Белогорья, недаром гору называют местом силы.

Говорят, перед Первой и Второй мировыми войнами по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то ярко-багровоым, то розовым. Метеорологи это явление называют «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры.

Известны истории жителей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Гора названа Белой, поскольку долго нетающий снег укрывает вершину белой шапкой до самого лета. Здесь расположены подземные истоки малых рек и целебные ключи. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов горы берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. В таких объемах грунтовые воды редко поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Святой источник на склоне Белой горы, к которому ведет деревянная лестница, тоже достопримечательность этих мест. Неподалеку – рубленая часовня-купель. В крохотном теремке с маковкой набирают целебную воду, чуть выше можно полюбоваться великолепной панорамой с небольшой площадки.

С давних времен эти места притягивали людей. Краеведы и историки и пишут о древних языческих капищах на вершине и о потайных гротах под склонами. После раскола Белогорье облюбовали староверы, их тайные скиты находились здесь ещё в конце XIX столетия. Тут скрывались и беглые каторжане, стремящиеся найти место, где можно жить свободно и тихо. Отсюда увозят паломники заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Ещё, говорят, что гора, несмотря на видимую легкодоступность, пускает далеко не всех. Якобы, Белая гора окружена тремя поясами защиты. Нередко капризничают и ломаются машины и автобусы на пути к Белогорью, часто уже в дороге резко портится погода.

Но если вас допустили в Белогорский монастырь, впечатление будет незабываемым.

Белогорский монастырь фото

Белогорский Николаевский монастырь, 2 класса, миссионерский, общежительный, в 98 верстах от города Перми, в 12 верстах от Юго-Кнауфского завода, Осинского уезда, на Белой горе. Монастырь учрежден в 1897 году. Первый храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая; при храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. В 1895 году освящен был новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Он расположен на вершине горы и окружен двумя галереями, с которых открывается чудный вид на поражающую здесь своим величием и красотой природу, причем горизонт настолько широк, что даль видна на 150 верст кругом. В неделю Всех Святых бывает крестный ход из заводских и сельских церквей в монастырь для совершения молебствия у Царского креста, сооруженного в 1891 году на вершине Белой горы в память избавления Государя Николая Александровича в бытность Его Наследником от угрожавшей опасности в Японии. При монастыре школа и два странноприимных дома. Монастырю принадлежит в 5 верстах от него Серафимовский скит, основанный в 1903 году, и Фаворская Спасо-Преображенская пустынь, в Еловской волости, Осинского уезда, учрежденная в 1909 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



В октябре 1918 г. произошел настоящий разгром Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря самого крупного в Пермской епархии, прозванного Уральским Афоном. Белогорский монастырь находился на территории Осинского уезда, где красный террор отличался невиданной жестокостью. Председателем Осинского исполкома вначале был избран бывший учитель церковно-приходской школы 23-летний Н. Кобелев, после его гибели власть перешла к выпускнику Пермской духовной семинарии Кибардину. При отступлении красных из Осы ими были заколоты штыками 900 человек. Общее число жертв большевистского правления в 1918 г. в Осе превысило 2000.

Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и отправили в г. Осу. Там игумена в наволочке из грубого полотна утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 г. варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол (стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения литургии), увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. В швальне не осталось даже шила. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести.

Из работы М.Г.Нечаева "Красный террор и уральское духовенство в 1918г."



Основание Белогорского монастыря и его история до 1917 года. «Случилось мне быть по делам миссии в 1890 году в заводе Бымовском. По окончании миссионерских собеседований со старообрядцами в квартиру мою, в доме единоверческого священника о. Петра Сарафанова, нарочито для свидания со мной прибыли два священника из Юго-Кнауфского завода, церковный староста и местный народный учитель. При разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание лично посмотреть ее…» — вспоминал отец Стефан Луканин свое первое знакомство с Белой горой. После услышанного «в порыве восторга» несмотря на позднее время все собрались и отправились за 12 верст на Белую гору… На гору прибыли лишь к рассвету… Это было в три часа поутру 9 июня 1890 года. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Через год, 29 апреля 1891 года, в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был воздвигнут первый семисаженный крест, прозванный в народе Царским, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный опаянный белой жестью крест. Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе в память чудесного спасения жизни Цесаревича Николая Александровича, Наследника Российского престола. В сентябре этого же года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни, а также два колодца «Святой ключ» и «Иордан». Принесены в дар будущему монастырю святые иконы: «Живоносный источник» — дар жителей города Перми; Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII в.), дар архимандрита Павла от первопрестольного града Москвы.

В 1893 году произошло еще несколько событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью. 17 октября старообрядец Василий Коноплев, через таинство святого миропомазания, присоединился к православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам. В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорской обители, главой которого назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом — освящением пяти тысяч хлебов — в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители. В этот же день Отец Варлаам рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе. 12 июня 1894 года Освящена закладка Иверского (верхнего, летнего храма). Сооружение храма велось быстрыми темпами. Уже 30 мая 1895 года на Иверский храм были водружены золоченые кресты, пожертвованные кунгурским купцом Ф.Т. Шишигиным. К началу лета 1895 года постройка храма была закончена и 29 июня, при многотысячном стечении народа, Епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери. Красивая галерея окружала Иверский храм со всех сторон; на ней могли разместиться до 1,5 тысяч богомольцев, не попавших в храм из-за многолюдности. Параллельно с этим, в июле 1894 года начаты работы по расширению Никольского храма, а в ноябре этого же года начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, была открыта школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только грамоте, церковному пению, но и различным ремеслам. На Белой горе получили воспитание 25 сирот. Школа просуществовала до 1917 года. 15 ноября 1894 года отец Стефан Луканин за устройство Белогорского монастыря возводится в сан протоиерея. 1 октября 1896 года состоялось торжественное освящение нижнего храма обители во имя Всех Святых в память помолвки Государя Наследника, Великого Князя Николая Александровича с Высоконареченной Невестой. 20 января 1897 года Иеромонах Варлаам назначен настоятелем Белогорского монастыря, а сама обитель утверждена штатным общежительным монастырем.

16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл крестный ход. В дар новой обители из Москвы и Петербурга доставлены пять святых икон: от высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского (подобие Казанской иконы Божией Матери), от высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского (образ преподобного Сергия Радонежского), от высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Финляндского (образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря), от преосвященного Иоанна, епископа Нарвского (образ святого благоверного князя Александра Невского), от настоятеля Крондштадского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Сергеева (образ Божией Матери «Послушницы»). 16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. Но строительство не останавливалось. В этом же году был заложен двухэтажный корпус для старшей братии. В августе 1898 года Белогорскую обитель посетил Пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Со святой Афонской горы в монастырь доставлен образ Иверской Божией Матери «Вратарницы».

В 1899 году в Перми открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Символ Белогорского монастыря был восстановлен в сентябре. Средства на восстановление Царского креста пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом был установлен золоченный металлический крест с художественным изображением Распятия. Крест простоял до 1918 года. 24 июня 1902 года возведен в сан игумена отец Варлаам. В этот же день состоялся большой праздник — торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского), с приделами при нем: во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел Епископ Пермский и Соликамский Иоанн. А до этого события, 2 июня 1902 года, в 5 км от Белогорского монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита.

10 сентября рясофорный послушник Георгий Кузнецов (впоследствии настоятель скита игумен Серафим) поставил на освященном месте небольшой деревянный крест, как залог будущей обители. Официальным днем основания скита считается 19 июля 1903 года. В этот день были торжественно открыты мощи великого Саровского подвижника. 24 июня 1904 года Епископ Пермский и Соликамский Иоанн заложил, в ските храм в честь препо-добного Серафима Саровского чудотворца. Через год, 22 июня 1905 года, храм был закончен. Храм был освящен Епископом Пермский и Соликамский Никанором и в этот же день Епископ рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха. 30 июня 1905 года совершена закладка второго скитского пещерного храма в честь Антония, Феодосия и всех Печерских чудотворцев. К сентябрю вырытый в склоне горы у речки Бырмы храм был освящен. В 1907 году в Белогорский монастырь доставлена серебряная рака с частицами святых мощей угодников Божиих: Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, святителей: Василия Велико-го, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, священномучеников Харлампия и Григория Армейского, архидиакона Стефана, св. Модеста, патриарха иерусалимского, великомучеников: Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона, Димитрия Солунского, Евстратия, Мины, Артемия, бессребреников Косьмы и Домиана, преподобномучеников: Ефимия, Игнатия и Акакия, новых афонских чудотворцев и части Святого Животворящего Креста Господня дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами. 8 мая 1910 года игумен Белогорского монастыря Варлаам возведен епископом Палладием в сан архимандрита.

8 декабря 1910 года Император Николай II принял архимандрита Варлаама и скитского игумена Серафима в Царскосельском Александровском дворце. Во время аудиенции Императору были переданы: икона святителя Николая, книга об истории Белогорского монастыря и фотоснимки обители. В 1912 году Белогорский монастырь начал издавать журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности. 7-9 июня 1917 года случилось знаковое событие для Белогорской обители. В эти дни был освящен крупнейший на Урале соборный Крестовоздвиженский храм, возведенный в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности, тогда благополучно царствующего Императора Николая II. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам собор вмещал до 8 тысяч человек.

Сооружение храма продолжалось 15 лет, строительством руководил инженер Е.И.Артемов. Главным поставщиком строительных материалов был монастырский кирпичный завод, имевший три печи. Белогорский собор выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве: он стал самым красивым и грандиозным храмом пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму — 3000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением; пол вымостили метлахской плиткой; на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей. Известно о больших пожертвованиях на сооружение храма со стороны конкретных лиц; но эти вклады позволили возместить не все затраты. Согласно отчета монастыря за 1909 год, общая численность братии составила 401 человек. Белогорские насельники наладили значительное сельскохозяйственное производство — хлебопашество и скотоводство. Монастырь владел 580 десятинами земли, в хозяйстве монастыря было 40 коров. Развивалось огородничество, пчеловодство и рыболовство (монастырь владел 9 прудами). В это трудное для России время, когда шла война, белогорские насельники не только зарабатывали средства на строительство собора, но сами жертвовали на благое дело. 19 марта 1916 года обитель пожертвовала 500 рублей золотыми монетами на нужды Российской армии. Посетивший Белую Гору в 1914 году Епископ Пермский и Соликамский Андроник записал в книге почетных посетителей: «Трудом и подвигом создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета».

С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. Именно тогда владыке Андронику сообщили о разгроме здания, принадлежавшего Соликамскому мужскому монастырю. Белогорским насельникам стало известно об убийстве митрополита Владимирского, насильственной смерти других священнослужителей, о разорении, осквернении монастырей и храмов. Оказались жертвы и среди пермского духовенства. Служителей Церкви подвергали пыткам и жестоким издевательствам. В июне 1918 года был арестован архиепископ Андроник. 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино (ныне с. Калинино), большевики арестовали архимадрита Варлаама. «Будучи приглашен на Юго-Осокинский завод обманом, был арестован вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Отправлен в г. Осу и зверски замученный большевиками брошен в реку Каму». Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет. После трагической гибели Отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий. Однако ему было недолго суждено возглавлять братию монастыря. Большевики объявили по всей стране «красный террор», называя главным оплотом контрреволюции духовенство, монастыри. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, которого убили 10 октября 1918 года. 24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом г. Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков. 4 марта 1919 года Белую гору посетил епископ Пермский и Кунгурский Борис. Ему предстала картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы; в главном алтаре собора осквернили и разворотили престол; осквернили и увезли ковчег с мощами; иконописную мастерскую превратили в театр; разгромили и разграбили монастырскую библиотеку, содержавшую отдел рукописных книг. Та же картина наблюдалась и Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. Епископ Пермский и Кунгурский Петр назначил исполняющим обязанности настоятеля иеромонаха Иосифа.

19 мая 1919 года произведено малое (вторичное) освящение соборного храма. На Белую Гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться. Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край. В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был снесен и перевезен в село Юго-Осокино Иверский храм. В 1930 году на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители создан белогорский дом инвалидов (Индом). На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы — дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви. 29 января 1991 года Св. Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля 1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок до своей кончины о. Варлаам II с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное — очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10 человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители. В 1992 году в обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей около полутора тонн, лес, краски и т.д. В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК под председательством Кацко Г.Л. был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. В этом же году началось строительство автодороги до Белой горы. В январе 1995 года о. Варлаама не стало, а уже в мае на нескольких главах собора засияли кресты... На многотрудный пост наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр Ишматов). В период его деятельности (до февраля 2000 г.) также многое было сделано. В 1995 году благодаря помощи Пермской областной администрации закончено строительство грунтовой дороги к храму, начались работы по реставрации Крестовоздвиженского собора. В мае 1996 года монастырь посетил Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. В сентябре 1996 года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря». С февраля 1997 года регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из г. Перми на Белую гору. 2 июля 1998 года на Белой горе состоялся торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти установлен 12 августа.

27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут исторический Царский крест, уничтоженный в революцию. Проектировал его пермский архитектор Александр Метелев. Изготовлен исполин (10,66 м) на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей. Одним из проектов миссионерской службы монастыря является проект «Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора — стена, облицованная керамическими плитками, на которых имена людей и названия организаций, наиболее активно помогающих возрождению Белогорской обители. Кроме того, имена всех благотворителей, независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел.

В сентябре 1998 года создается Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря «Белая гора». Председателем Попечительского совета вновь созданного Фонда был избран Игумнов Геннадий Вячеславович — губернатор Пермской области, а председателем правления и президентом Фонда — Рыбакин Владимир Ильич, генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» (1998-2000 гг.). 22 июля 1999 года Градостроительным советом Пермской области одобрен генеральный план развития Белогорского монастыря, разработанный авторским коллективом «Институт Пермагропромпроект», который был награжден дипломом VI Международной выставки «Строительство и ремонт 2000» «за высокий профессиональный уровень и духовно-культурную общественную значимость». На Рождество 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии. С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит Вениамин (Василий Трепалюк), в сентябре 2001 г. — игумен Герасим (Юрий Гаврилович), а в марте 2003 г. — игумен Антоний (Виталий Щукин). И за эти годы сделано было не мало. Закончено строительство автодороги с асфальтобетонным покрытием до Белой горы, продолжается строительство газопровода, завершается восстановление кровли, наружных стен и западного крыльца храма, строительство водозаборных сооружений (2 артезианские скважины), восстанавливаются Иконостасы и двери Крестовоздвиженского соборного храма, братский корпус № 2 и др.

Белогорский монастырь, как гласят народная молва и интернеты, является второй главной достопримечательностью Пермского края, после Кунгурской ледяной пещеры. И сразу я вынужден предупредить читателей, что кроме истории и фотографий, ниже могут быть изложены мысли, которые могут затронуть чувства верующих.

Интересно, что в Воронежской области тоже есть Белогорский монастырь, но тот Воскресенский, а в Предуралье - Николаевский. Первый расположен вблизи села Белогорье, а второй - на так называемой Белой горе. О Воскресенской пещерной обители я вам уже , а сегодня речь пойдет о Уральском Афоне. Так когда-то за строгость монастырского Устава называли Свято-Николаевский монастырь. Что интересно, просуществовал монастырь совсем недолго, но известность в своё время приобрел немалую. Не смотря на то, что в Пермской губернии существовали и более древние обители, за год на гору Белую поднималось до 70 тысяч паломников.


02 . Монастырь находится в 120 километрах от Перми и в 40 километрах от Кунгура. От села Калинкино к нему ведёт свежепроложенная хорошая асфальтовая дорога. С неё виден величавый профиль семиглавого Крестовоздвиженского собора. Сооружение, даже за много километров, поражает своим масштабом. Это седьмой по величине храм в России.

03 . Белая гора - высочайшая вершина Тулвинской возвышенности. Её высота - 446 метров. Кроме того, википедия сообщает, что гора относится к третичной поверхности размыва и на ней выступают обнажения коренных пород - известняков и песчаников белебеевской свиты.

04 . Упомянутая выше дорога на Калинкино. В 1995 году, благодаря помощи Пермской областной администрации, было закончено строительство грунтовой дороги к храму, а в 1999–2002 годах за 94 миллиона рублей до Белогорского монастыря был проложен асфальт.

05 . Но вернемся к самому началу. История Белогорского монастыря начинается с 9 июня 1890 года. В этот день протоиерей Стефан Луканин водрузил на Белой горе, практически в «тылу» старообрядцев, которых тогда в Прикамье было очень много, простой деревянный крест. С самыми что ни на есть миссионерскими целями, конечно. Так и вышло. Через некоторое время на месте сооружения креста была открыта мужская община, получившая вскоре от синода официальное признание с именем монастыря. И первым его игуменом стал отец Варлаам, бывший раскольник-начетник, обратившийся в православие.

06. А в июне 1891 года в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии » (неудачное покушение - прим.) на Белой горе был установлен новый восьмиконечный крест высотой более 10 метров, названный впоследствии в народе «Царским». Крест был сооружен из трех мачтовых сосен, скреплен железными винтами и стянут обручами. Поверхности вертикального стержня и поперечин были покрыты кровельным железом и покрашены в черный цвет. Остальные три стороны были покрашены белой краской.

07 . Второй крест простоял 10 лет. Но 23 апреля 1901 года во время сильной бури его снесло. Новый, не менее величественный металлический крест был изготовлен на средства купца Жирнова, впоследствии ставшего ктитором (начальником строительства) монастыря. Эскиз креста изготовил в то время знаменитый художник-иконописец А.Н. Зеленин. Этот третий по счету крест был освящен 14 сентября 1901 года и простоял до известных событий 1918 года. 27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут четвертый Царский крест, который вы видите на фото. Проектировал его пермский архитектор А. Метелев, а изготовили крест на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей.

08 . Первый деревянный храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая. Архитектурными изысками он не выделялся - по сути это была простая пятистенная изба с подвальным помещением и с незамысловатой колокольней. При храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. Но недостатка в пожертвованиях не было и через год был освящен еще один храм - в честь Иверской иконы Божией Матери. Он тоже был деревянным, но уже высоким и статным: имел вид корабля и был снабжен необычной террасой по периметру. И кстати, вовсе не для красоты. Дело в том, что старообрядцы сначала не хотели заходить внутрь храма и наблюдали за службой с неё.

09 . В том же 1894 году была начата постройка настоятельского и братского корпусов. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам. При монастыре были организованы различные мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная. Славились своим мастерством и монастырские иконописцы. Они могли расписывать иконы в греческом, византийском, фряжском стилях и даже под «строгановское письмо». В мастерских монастыря делалась различная церковная утварь, ризы на иконы, переплеты для книг – из кожи, из бархата, из сафьяна. Была даже своя, довольно богатая библиотека и фотограф, работы которого в большом количестве вы без труда найдете на сайте монастыря.

10. Буквально за первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось с 12 до 400 человек. Уклад монастырской жизни был довольно строг. Вставали в три часа утра. Будил поначалу всю братию сам отец Варлаам. Он же читал и пел на клиросе. Ежедневно совершались полунощница, утреня и часы. С самого начала соблюдалось и вечернее монашеское правило. Монастырская братия расчищала лес под пашни и луга, постепенно создавая свое собственное хозяйство. Впоследствии монахи не только полностью обеспечивали пропитанием себя, но и кормили многочисленных паломников. В хозяйстве было много коров и до сотни лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельный сарай, где, кроме мебели, изготавливали доски и рамы для икон. В каменном братском корпусе находилась трапезная.

11. Надо сказать, что не смотря на то, что я частенько посещал православные монастыри, в монастырской трапезной я обедал впервые.

12 . Но продолжим наш исторический экскурс. 16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания Свято-Николаевский храм.

13 . Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор, фотографии которого в посте преобладают) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства он вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

14 . Собор, выстроенный в византийском стиле, стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением; пол вымостили метлахской плиткой; на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

15 . С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. А 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 году варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол, увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести. Деревянные постройки были разобраны и перевезены в другие места. В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители открыли Дом инвалидов. На месте, где раньше стоял Царский крест, был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы - дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

16 . С 1991 года монастырь, вернее, то, что от него осталось, был возвращен Русской Православной Церкви. В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря. В 1999-2002 годах на реставрацию было потрачено 120 млн. рублей. С 2004 по 2011 год региональный бюджет направил на восстановление монастыря еще более 150 млн. рублей. В 2012 году на эти же цели было выделено приблизительно 30 млн. рублей и запланировано около 40 млн. рублей на 2013-ый. В 2014-ом ещё порядка 4 млн. рублей.

А вот теперь прошу прощения за отступление от исторического повествования, но меня одного смущает сумма в 344 миллиона рублей? При том, что если внимательно посмотреть на фото собора, видно, что кое-где его уже пора штукатурить по новому, а братский корпус не был оштукатурен вовсе. При том, что, если судить по виртуальному туру, представленном на сайте, внутри собора дела тоже не очень. Никаких фресок нет и в помине, только осыпающаяся побелка и отваливающаяся штукатурка. Кроме того, мне попалась пусть и старая (2001 год), но многое объясняющая , рассказывающая о закулисных распрях между тогдашним настоятелем обители и Пермским архиепископом. Почитайте. Волосы зашевелятся. Простите, но совершенно не вяжется в моей голове та трагическая история обители, что я вам рассказал, те люди, что её делали, с тем, что происходит в РПЦ сейчас. Похожие вопросы возникали в моей голове, когда я писал , спрошу и сейчас - что общего между теми смиренными послушниками, проводящих дни и ночи в молитвах и нелегком послушании (в поле, кузне, пекарне и так далее) и теми, кто сейчас освящает дорогие квартиры, машины и сам разъезжает на таких же? Я уже не говорю про мучеников, принявших страдания и смерть за свою веру. Вопрос риторический. Ничего. Ну, кроме, может, бороды и рясы.

По материалам:
- Сайт Белогорского Свято-Николаевского монастыря
- Википедия
- Федорущенко О. А. «Белогорская обитель»
- Нечаев М.Г. «Красный террор и Уральское духовенство в 1918 году»


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно

Белая гора - это не место, где стоит монастырь, и не полкилометра над уровнем моря. Это нечто совсем иное, необъяснимо-захватывающее. Как молчаливый разговор с вечностью: смотришь на море Уральской тайги, а леса, пляшущие волнами, также пристально глядят на тебя. Как оцепенение: стоишь растерзанный колючим ветром и не чувствуешь холода. Потому что тепло на душе. Как рождение новой жизни: сливаешься с голубой хвойной бездной, что раскинулась под ногами и по капле перетекаешь в ее океан.

У вечности короткий век

Настроение самое обычное - восторг от предстоящего путешествия отнюдь не зашкаливает. Немало мы повидали монастырей: древних и еще древнее; богатых, где золото куполов ослепляет и жалких, заброшенных, почти развалившихся; действующих и отданных под автошколы. Чем удивит Белогорье? Еле щекочущий душу этот интерес тает в пасмурности за стеклом - погода капризничает, не дает подремать автощеткам.

Перед поездкой изучены путеводители, пролистаны брошюрки по истории. То ли не там искали, то ли невнимательно читали, не нашли за что зацепиться. Попалось немного коротеньких заманиловок, сулящих «живописные пейзажи», пара научных работ о сакральном ландшафте Пермского края, в которых все около, все вокруг и так мало о сути, да множество статей о монастырском житии-бытии.

Православная летопись Белогорья впечатляет растиражированностью, но не потрясает ни древностью корней, ни славными чудесами. Если коротко, то история Свято-Николаевского монастыря началась в 1890 году, с установления на горе небольшого креста отцом Стефаном Луканиным. Еще через год на вершине воздвигли еще один крест, уже солидный, семисаженный, как и положено символу в честь спасения Цесаревича Николая от покушения в Японии.

Как были связаны происшествие в далеком Оцу с размеренной жизнью Пермской губернии, непонятно. Но именно в память тех странных событий в 1893 году здесь срубили первую часовню, в 1894 построили первый деревянный храм. А дальше вереница освещений приделов и корпусов, пожаров и восстановлений, крестных ходов, рукоположений, визитов важных персон и прочее-прочее. К слову, строительство каменного Крестовоздвиженского храма завершилось лишь к 1917 году. Нетрудно догадаться, что судьба его была трагичной - в 1919 году большевики расстреляли и замучили 34 монаха, разгромили библиотеку, устроили театр в иконописной мастерской и разворотили алтарь в соборе.

Не потому ли и поныне он, восстановленный и нарядный, встречает гостей осторожно, несмело, то выглядывая из-за тумана, то прячась за хвойной шапкой горы? Машина мчится по дороге-змейке, а белоснежный храм мелькнет ненадолго золотом крестов и тонет вновь печальным призраком в таежной пучине.

Во власти бесконечности

Это уж потом на вершине храм превращается в пафосную громадину, припечатывает величием формы, сражает богатством декора. Но как не кричит он, как не кичится, мертвый камень под неживой краской, рукотворный шедевр не в силах превзойти совершенное произведение самой природы.

И дело не в высоте. Точнее не только в ней, - в самолете, к примеру, так дух не захватывает. Весь секрет в том, что под ногами - бездонное море. Целый океан леса, простирающийся на сто пятьдесят километров. Хвойные чащи вздымаются холмами, уплывают в низины, будто заходятся в каком-то умопомрачительном танце. А над морем пелена - это мелко накрапывает дождик. Но настоящее чудо в том, что в этой необъятной сиреневой мороси растворяется без остатка все мелочное и суетное, вытекают из сердца сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Мысли, застигнутые врасплох, разбегаются, скатываются по склонам - голова легче ветра, что свирепствует здесь во всех направлениях. Это уж потом, когда вернется способность думать, там внизу, на обратной дороге, промелькнут в сознании прописные истины о том, как бессмысленна вечная гонка к успеху и новым пьедесталам и о том, что чем выше взбираешься, тем ничтожнее суть побед. О том, что соль жизни совершенно в иных вершинах, что не требуют ни сил, ни жертв. А сейчас голова полна бесконечной и великой пустоты.

Сила четырех стихий

Если отбросить восторженный пафос, то достаточно сказать об особенной энергетике Белогорья, или еще проще - взять готовое, пусть и затасканное клише - «место силы».
С одинаково мощной силой тут бушуют все четыре стихии. Огонь - это солнце и молнии. Говорят, перед Первой и Второй мировой войной, по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то розовым, то ярко-багровоым. Метеорологи называют это явление «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры. Огонь - это еще и молнии, они здесь частые гостьи. Грозовые яркие стрелы не раз вызывали пожары на горе в советский период, когда в обители размещалась то психбольница, то лагерь для репрессированных, то дом инвалидов. Горели приделы собора, пылал и сам храм.

Вторая стихия - воздух, и, прежде всего ветер. Он здесь почти всегда, монахи называют его дыханием Господа, местные верят, что ветер - посредник Верхнего и Нижнего мира. Порой на горе свирепствовали такие бури, что сносило кресты и ломало деревья. Однако случается, что и ветер смолкает, особенно после дождя, когда все очистилось, обновилось. В эти редкие минуты над горой можно увидеть радугу, настоящую - от края до края, словно мост. А еще говорят, что в моменты затишья открывается небо. Известны истории обитателей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Вода здесь тоже повсюду: частые дожди, долгие нетающий снег, укрывающий вершину белой шапкой до самого лета, подземные истоки малых рек и целебные ключи. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Грунтовые воды редко в таких объемах поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Мощь Земли выразилась в этих местах в особом ландшафте, притягивающем людей с давних времен. Историки и краеведы пишут о древних языческих капищах на вершине и в потайных гротах под склонами. Позже Белогорье облюбовали староверы, к концу XIX столетия здесь еще находились их тайные скиты. Тут хоронились и беглые каторжане, вымаливающие у неба счастья жить свободно и тихо. Паломники увозят отсюда заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Еще, говорят, что гора, подобно Святой вершине Афон, с трех сторон окруженной морями, не смотря на видимую легкодоступность, пускает отнюдь не всех. Она якобы окружена тремя поясами защиты. На пути к Белогорью нередко капризничают и ломаются машины и автобусы, часто уже в дороге резко портится погода.

Величие и простота

Вдоволь наговорившись с бездной, мы отправились прогуляться по двору обители. В первую очередь мы обратились, наконец, к Крестовоздвиженскому собору, так несправедливо обделенному нашим вниманием в самом начале. И он как почувствовал, вдруг потеплел, смягчившийся серым небом, не потеряв ни в торжественности, ни в монументальности. Собор, к слову, - крупнейший в Пермской епархии, он способен вместить до пяти тысяч верующих. По своей архитектуре, белогорская святыня напоминает столичный Храм Христа Спасителя: тот же размах и та же пышность.

Недаром храм реставрировали, то есть практически заново отстраивали десять долгих лет, начиная с 1999-го. И деньжищ потратили немало, порядка 200 миллионов рублей - говорят, собирали по всему краю, с миру по нитке, но большую часть внесла администрация края. Восстановили собор, заново установили Царский крест с двуглавым орлом - странное сочетание. До сих пор ремонтируют и другие постройки: монашеские корпуса, трапезные, гостевые.

Еще одна достопримечательность - святой источник на склоне горы, к которому ведет деревянная лестница. Неподалеку - рубленая часовня-купель. Целебную воду набирают в крохотном теремке с маковкой, чуть выше можно полюбоваться панорамами с небольшой площадки. С нее открывается вид на все те же пляшущие леса. Отсутствие в поле зрения деревень и поселков придают горе атмосферу дикого, затерянного места. Где никто не потревожит, не отвлечет от размеренного недеяния и недумания, не спугнет очарование момента. Из штрихов цивилизации здесь только вьющаяся лентой дорога. И эта змейка не манит нас своими изгибами и вывертами, не зовет в обратный путь.