Потала одним из прекраснейших зданий. Дворец Потала в Тибете. Древняя "мистическая гора". Красный дворец Поталы

Дворец Потала (Potala Palace) в городе Лхаса в Тибете царский дворец и буддийский храмовый комплекс , являлся основной резиденцией Далай-Ламы . Расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь).



Согласно легенде, дворец Потала был возведен в 7 веке туфаньский царь Сронцзангамбо для своей будущей жены - танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы от подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни.



Дворец делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам. Почжанмабо в центре вмещает буддиские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей.



Дворец Потала - священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м, где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.




Главное сооружение части Почжанмабо
образуют 8 усыпальниц - погребальных пагод-ступ. Самой крупной и самой роскошной является погребальная пагода далай-ламы Пятого. Она покрыта листовым золотом, на что было израсходовано 3721 килограммов, и инкрустирована драгоценными камнями. В самом крупном павильоне Почжанмабо представлены мемориальна доска с надписью цинского императора Цяньлуна и великолепные занавески, подаренные цинским императором Канси. По преданию, чтобы изготовить эти занавески, император Канси велел построить специальную мастерскую, на их тканье ушел целой год. Отсюда через галерею можно попасть в самую древнюю часть дворца - павильон Сноягал, где хранятся скульптуры царя Сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн и сановников. В самом высоком павильоне Сасронланцзе приносили жертвы изображению и поминальным табличкам цинского императора Цяньлуна. После кончины далай-ламы Пятого по новогодним дням по тибетскому календарю здесь совершали жертвоприношения его преемники.


Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.


Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.





Солнечный павильон
расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.



Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.



Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и алоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление в Тибет танской принцессы Вэньчэн, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами, нерушимый символ Тибета.


Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

Дворец Потала фигурирует первым в списке группы важнейших культурно исторических памятников Тибета, охраняемых государством. Потала – уникальный в мире по высокогорному расположению и размерам дворец-замок, его изображение является эмблемой Лхасы и всего Тибета. Дворец Потала – нетленный и великолепный памятник древнетибетского зодчества. В декабре 1994 года дворец Потала был официально внесен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.


Дворец Потала построен на южном склоне Красной горы в столице Тибета городе Лхаса. Тыльной стороной Дворец Потала опирается на склон горы, имеет трапециевидную форму, сужающуюся вверху, на фоне синего неба и белых облаков Тибета дворец, выкрашенный в белый и красный цвета, выглядит величественным, сказочным замком.


Что означает название дворца Потала? По-тибетски «потала» переводится как «место обитания Авалокитешвары», в Индии «potalaka». А гора, на которой расположен Дворец Потала в религиозной литературе называется Путо, и считается священной за то, что как гласит легенда, на этой горе появилась бодхисатва Авалокитешвара. Интересно, что в Китае в провинции Чжэцзян есть вторая гора Путо (普陀山, Путошань), являющаяся священной по той же причине.


Дворец Потала от основания возвышается на 119 метров в высоту, протяженность с востока на запад 350 метров, ширина с севера на юг 270 метров, строительная площадь 130 тысяч квадратных метров, а вместе с передним двором и прудом позади дворца, общая площадь дворцового комплекса Потала составляет 360 тысяч квадратных метров!


Начало строительства дворца Потала относится к 30-м годам 7 века нашей эры. Как свидетельствуют исторические источники, туфаньский вождь Сронцзангампо решил сделать Лхасу своей столицей. Прежде всего, он велел построить на вершине Красной горы в Лхасе, где уже были его медитационные пещеры, царский дворец. После того, как состоялось обручение с танской принцессой Вэньчэн, и Вэньчэн прибыла в Тибет, Сронцзангампо возвел на Красной горе 999 комнат. Вместе с построенным раньше дворцом получился комплекс из тысячи помещений! Кроме того, вокруг была возведена стена с длиной каждой из сторон в 500 метров. В стене имелось 4 ворот, украшенных башенками, и был вырыт обводной канал. К несчастью, во второй половине 8 века из-за попадания молнии, деревянные постройки дворца Потала сгорели. К тому же, в конце существования Туфаньского царства разразилась междоусобная война местных племен, приведшая к разрушению первоначального дворца Потала. Сохранились лишь пещера Фаван и зал Пабалакан.


Дворец Потала, который мы видим сегодня, строился на протяжении нескольких столетий, начиная с 17-го века. Далай Лама 5-й Агван Лобсан Джамцо, в 1645 году дал приказ восстановить разрушенный дворец Потала. В 1652 году Далай 5-й совершил поездку в Пекин. По возвращении в Тибет Далай 5-й переехал из своей прежней обители – монастыря Дрэпунг в завершенный к тому времени Белый Дворец Поталы. Интересно, что после реинкарнации Далай Ламы 5-го, никто не осмеливался сообщить народу об этом, так как правители боялись, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством Дворца Потала. Власть Далай Ламы 5-го была настолько сильна, что его реинкарнацию скрывали более 10-ти лет, чтобы достроить дворец.

В 1690 году на 8-й год после кончины Далая 5-го Дисы Санцзе Джамцо именем Далай Ламы 5-го предпринял строительство Красного дворца и мемориальных ступ в комплексе Поталы, для чего была снесена часть обветшалых строений. В работах было занято 7 тысяч человек мастеров и рабочих, было истрачено 2134 тысяч лянов (1 лян = 150 грамму) серебра, по приказу цинского императора Канси на строительство было послано 114 ханьских и маньчжурских мастеров, в работах приняли участие и непальские мастера. В 1693 году работы были завершены, и в 20-й день 4-го месяца по тибетскому календарю состоялось освящение Красного дворца. Перед фасадом дворца Потала был воздвигнут памятный столб в память о завершении строительства. С тех пор в планировке дворца Потала не происходило крупных перемен.


Когда с площади перед дворцом Потала вступаешь в ворота дворца, то оказываешься внутри двора, огражденного с трех сторон высокой стеной. Прямо к северу идет широкая каменная лестница. Отсюда можно видеть восточный вход и западный вход. Главным является восточный вход (по-тибетски «пинцодолан»). Войдя в него и пройдя темный ступенчатый коридор, попадаешь в Дэянся. Это ровная площадка размером 1600 квадратный метров у входа в Белый дворец. Здесь для Далай Ламы, высокого духовенства и чиновников устраивались театральные представления. С южной и северной сторон площадки имеются галереи, помещения на восточной и западной сторонах служили учебными классами титулованных монахов А вход, прямо обращенный на запад, является главным входом в Белый Дворец Поталы.


Белый дворец Поталы

Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства.

Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.

Солнечный павильон расположен наверху Большого восточного павильона. Имеются два солнечных павильона: восточный и западный. Они служили жилыми покоями Далай Лам. Западный солнечный павильон был построен в поздние годы Далай Ламы 13-го. Большую часть года (лето и осень) Далай Лама проводил в летней резиденции Норбулинка, а дворец Потала служил ему зимним Дворцом.

Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее.

Красный дворец Поталы


Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала.

Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества.

Второй по высоте ступой является ступа Далай Ламы 13-го . Начало строительства ступы датируется 1934 годом, на строительство ушло 3 года. Высота ступы 14 метров, на внутренней стене павильона есть фреска, посвященная жизнеописанию Далай Ламы 13-го, в том числе эпизод поездки Далай Ламы в Пекин, где он был принят императором Гуансюем и вдовствующей императрицей Цыси.

Западный большой зал (по-тибетски «Сысипинцо») находится к востоку от павильонов со ступами, его площадь 680 квадратный метров. Это самый просторный зал Красного дворца в всего дворца Потала. В этом зале Далай Лама 5-й устраивал приемы, жертвоприношения и прочее. В западном зале хранится также пара парчовых полотнищ, сотканных из золотых нитей, которые в 1696 году были подарены китайским императором по случаю завершения строительства Красного дворца Поталы. Есть также подаренный императором Цяньлуном транспарант с автографом императора и надписью «Место, источающее рай». Этот транспарант находится над троном Далай Ламы.

В самом высоком павильоне Красного дворца Поталы в зале у западной стены установлена статуя одиннадцатиликой и тысячерукой бодхисатвы Авалокитешвары , которая была изготовлена из чистого золота и серебра по приказу Далай Ламы 13-го.

Из самых ранних строений дворца Потала сохранились лишь пещера Фавана («Цзюйцзечжупу») и павильон Пабалакан. Пещера Фавана площадью 27 квадратных метров отличается скромным убранством. По преданию сам туфаньский царь Сронцзамгамбо постигал в этой пещере священные тексты. В пещере установлены статуи сронцзангамбо, принцессы Вэньчэн, принцессы Чицзуль, Лудунцзана – лиц, известных ов времена Туфаньского царства. Кроме того, сохранилась утварь (очаг, каменный чан, ступа), которой, по преданию, пользовался Сронцзангамбо. Павильон Пабалакан называется также павильоном Авалокитешвары, он расположен над пещерой Фавана.


Павильоны со ступами Далай Лам 7-го, 8-го, 9-го, а также павильоны со ступами Далай Ламы 5-го и 13-го имеют кровли, сплошь покрытые позолотой. Такие же золотые кровли венчают павильоны Пабалакан и Рамлакан. Все вместе они образуют блистательный ансамбль золотых кровель. Большинства кровель имеют традиционную форму китайских крыш с взлетающими углами. На коньках кровель есть украшения в виде колоколообразных монастырей, которые покоятся на лотосовых пьедесталах. Взлетающие угловые конструкции кровель украшены фигурками мифических буддистских животных.

Дворец Потала – это сокровищница бесценных художественных изделий и произведений искусства, а также исторических памятников. Даже для фресок использовались красители, приготовленные из драгоценных металлов и камней. Эти фрески поражают яркостью и свежестью. Во дворце Потала хранятся около 10 тысяч икон «танка», большая часть которых выполнена видными художниками древности. Богатое собрание изданий священных текстов, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне и по достоинству считаются произведением искусства. Не мало издания являются уникальными. Имеются около 100 свитков канонов, выполненных на пальмовых листьях и доставленных из Древней индии и других мест. Самый ранний текст на пальмовых листьях насчитывает не одно тысячелетие. Техника издания священных текстов включает рукописное письмо золотыми и серебряными чернилами, нанесение золотого покрытия на текст, выполненный выпуклым шрифтом. Например, есть издание «Ганчжура», выполненное красителями, приготовленными из золота, жемчуга, серебра, кораллов, железного порошка, медной пыли и морских ракушек. Бумага, на которой написан текст, обладает стойкостью к влажности, гниению и порче насекомыми, прочна и в то же время эластична.


Дворец Потала является великим творением тибетского народа и средоточием его культуры. В нем нашли воплощение достижения тибетцев в архитектуре, ваянии, живописи, металлообработке и других областях науки и искусства. Его вполне можно назвать музеем науки и культуры Древнего Тибета. Кроме того, дворец Потала запечатлел историю хозяйственных и культурных контактов тибетцев с другими национальностями Китая, Непала и Индии. Дворец Потала является гордостью тибетского народа и мировым культурным наследием всего человечества. Также, дворец очень часто видят иностранцы, отправившиеся в тур по Тибету .


В городе Лхасе в Тибете - царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-ламы.
Вплоть до бегства Далай-ламы XIV в Дармасалу (Индия) после вторжения Китая в Тибет в 1959.
Располжен на высоком холме, господствующем над городом. Общая площаль дворцового комплекса составляет 360 тыс. кв. м.



Сейчас дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах.
Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Название «Потала» происходит от слова, которое на санскрите означает «гора Будды». На этом месте в VII веке нашей эры стоял дворец Сонг-стена Гампу, посвященный буддистскому правителю Тибета.



Потала расположена на 3700 метрах над уровнем моря, ее высота составляет 115 метров, разделенных на 13 этажей, общая площадь которых более 130 000 квадратных метров. Нет точных данных о том, сколько же в Потале комнат и залов. Их число составляет "где-то более тысячи", и найдется совсем немного людей, которые смогли обойти их все.



Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 по инициативе Далай-ламы V. В 1648 был завершён Белый дворец (Потранг Карпо), и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец (Потранг Марпо) был достроен между 1690 и 1694.



Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Из-за террас, площадок на крышах и храмов, он не производит впечатления крепости (дзонга). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников.
Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору - ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.



Чтобы попасть внутрь дворца, по форме напоминающего усеченную пирамиду или трапецию, нужно пройти по широкой площади, расположенной со всех сторон здания. Только пройдя через них можно подойти к склону, по всей поверхности которого разбросано множество зигзагообразных лестниц, соединяющих все части дворца.



Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника Далай-ламы, и служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением.



Красный дворец служил в большей степени местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ,в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам.



Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, боддхисатвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии - пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, сложная система росписи на стенах.


Отрывок из книги Его Святейшества Далай-ламы XIV "Моя страна и мой народ"

"Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город.



Однако помимо того, что здание это использовалось как офис, храм, школа и жилище, Потала также была и громадным складом. Здесь были комнаты, наполненные тысячами бесценных свитков-икон, тханок. Некоторые из них были написаны тысячу лет назад. Были комнаты, наполненные золотыми регалиями древних царей Тибета, также имевшими возраст более 1000 лет, и различными дарами, полученными от китайских и монгольских императоров, а также сокровищами Далай-лам, которые правили страной после царей. Здесь же хранились доспехи и оружие периода всей тибетской истории.


В библиотеках находились летописи тибетской культуры и религии, около семи тысяч громадных томов. Некоторые, как говорят, весили около 80 фунтов, а иные были написаны на пальмовых листьях, привезённых из Индии 1000 лет назад. Две тысячи просветляющих томов священных писаний были написаны чернилами, составленными из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. Каждая строка была написана чернилами другого цвета."


Одной из главных достопримечательностей дворца является множество фресок, изображающие различные бытовые и ритуальные сюжеты. Некоторые из фресок долгое время не были доступны для широкого просмотра. Только в конце 90-ых они были вывешены в залах, и теперь их могут увидеть все паломники и туристы, пришедшие в Поталу.
Многие из фресок изображают двенадцатирукого бога Авалокитершвары и его супруги богини Тары. Дело в том, что именно эти божества считаются главными покровителями Тибета. Для изготовления этих фресок тибетские мастера использовали агат, янтарь, золотой и серебряный порошок






Древние цари Тибета были в большинстве своем мистиками, и многие из них были связаны крепкими узами с чудесной страной Ергор, или Шамбалой.

Не знаю точно, что именно повилияло на решение царя Сонгцен Гампо выбрать Красную гору для своего дворца, но ведь известно, что он построил Поталу на месте своей медитации. Эта пещера его медитаций до сих пор цела и невредима, не смотря на различные периоды тибетской истории, которые не щадили и Поталу.

Название «Потала» заимствовано из санскрита, а по-тибетски оно звучит как «Потола» или «Путо», что в переводе означает «мистическая гора». Она состоит из 2-х частей - Красного дворца и Белого.

Белый дворец опоясывает Красный как бы защитной стеной. Очень символично: ведь белый дворец - это резиденция административной, светской власти Тибета. Главой тибетской администрации являлся Далай-Лама. Но вот мало кто упоминает о том, что кроме главы Правительства, с какого-то время в Красном Дворце жил и Таши-Лама - утвержденный Владыками Шамбалы духовный Глава Тибета.

Последний Таши Лама вынужден был бежать из Поталы после заговора предпоследнего Далай Ламы. Тем самым предпоследний Далай Лама отверг великих Покровителей Шамбалы. И вскоре после этого трагического события китайские войска вошли в Тибет. Карма. Юному Далай Ламе, наследнику Ламы-предателя, нашему современнику пришлось переселиться в Индию, где по-прежнему находится его резиденция.

А Шамбала закрыла свои врата для тибетского народа. Но не очень плотно, незримая Рука все еще там, и Учение Калачакры, которое и исходило из Башни Шамбалы, находит пути для жизни в миру. И это хорошо так.

Ниже - отличный отчет о современной Потале.

Оригинал взят у anton_ermachkov в Дворец Потала


Дворец Потала расположенный на Красной горе в центре Лхасы, не только главная достопримечательность, святыня, крупнейшее монументальное сооружение во всем Тибете, но и самый высокий дворец в мире. Этот дворец является единственным в своем роде памятником культуры и искусства и поистине архитектурным шедевром.
Не помню где и когда я впервые увидел фотографию дворца Потала, но с тех пор я хотел обязательно приехать в Тибет и увидеть это чудо в живую!

Фото 2. Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины. Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды.

В 637 царь Тибета Сонгцен Гампо возвёл здесь первое здание в том месте, где он обычно медитировал. Когда он решил сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века во дворец попала молния и деревянные постройки сгорели, затем по причине междоусобных войн дворец разрушился. Сейчас сохранилась лишь пещера Фа-Вана и зал Пабалакан.

Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 по инициативе Далай-ламы V. В 1648 был завершён Белый дворец, и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец был достроен между 1690 и 1694.

Фото 3.

Фото 4. Сердцем комплекса является Красный дворец (Потранг Марпо) - самая высокая часть в центре. Эта часть полностью посвящена религиозному образованию и буддийским молитвам:

Фото 5. Здание состоит из множества залов, часовен и библиотек на нескольких уровнях с галереями и извилистыми коридорами. Богато украшенный живописью, драгоценными камнями и резьбой, он содержит несколько храмов и гробниц восьми прошлых Далай-лам:

Фото 6. Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а также служебных помещений правительства:

Фото 7. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне далай-лама собственно жил и работал:

Фото 8.

Фото 9. Поднимаемся:

Фото 10. Интересный материал для стен:)

Фото 11. Дворец являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до вынужденного отъезда XIV Далай-ламы в 1959 году в Индию и получения там политического убежища. Китайское правительство использует комплекс как музей. В 1994 году комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото 12. Так как на посещение дворца, китайскими товарищами, туристу отводится один час, осмотр внутренних помещений проходит практически бегом, но все равно не понимаю, как так получилось, что это единственная фотография, которую я сделал внутри дворца:

Фото 13. На одном из ярусов комплекса:

Фото 14. С верхних ярусов Поталы открывается неплохой вид на Лхасу:

Фото 15.

Фото 16. Потала с сумерках:

Фото 17. И с подсветкой:

Фото 18. Чуть ближе:

Фото 19. На площади перед дворцом китайцы построили отличный фонтан, который каждый вечер притягивает толпы туристов и горожан. Туристы, разложив штативы, пытаются запечатлеть красоты ночной Поталы, дети бегают под струями воды, родители бегают за детьми, парочки уединяются на лавочках, а китайские военные и пожарные бдительно взирают за всем происходящим:))

Фото 20.

Фото 21.

- (санскр. potala, potalaka, pautalaka), в буддийской мифологии название рая, где обитают Авалокитешвара и Тара. По индийским и тибетским источникам, находится на вершине горы на побережье Индийского океана, в китайском буддизме на острове в… … Энциклопедия мифологии

Достопримечательность Мукденский дворец 瀋陽故宮 Центральная площадь дворцового комплекса … Википедия

Координаты: 39°55′01″ с. ш. 116°23′28″ в. д. / 39.916944° с. ш. 116.391111° в. д. … Википедия

- (санскр.) 1) в будд. мифологии название рая, где обитают бодхисаттва Авалокитешвара и его женская энергия Тара; 2) дворец и зимняя резиденция далай ламы в Лхасе (до 1959), одна из гл. святынь Тибета; названа в честь рая бодхисаттвы Авалокитешвары … Буддизм

У этого термина существуют и другие значения, см. Летний дворец. Пекин. Летний императорский дворец … Википедия

Достопримечательность Лехский дворец … Википедия

Достопримечательность Мукденский дворец 瀋陽故宮 … Википедия

Город на Ю. З. Китая, ц. Тибетского авт. р на. Является главным религиозным центром ламаизма (одной из форм буддизма) в Азии, что и отражено в названии: тибет. лха бог, са земля, т. е. божественная, священная земля. Географические названия… … Географическая энциклопедия

Город Лхаса 拉薩, 拉萨, Lāsà Страна КитайКитай Статус … Википедия

Книги

  • , "Мир на ладошке"-это больше, чем просто игра. Это уникальный комплект, в основе которого лежит принцип" обучать играя" . Весёлые, интересные занятия развивают: память ребёнка, давая ему… Категория: Знакомство с миром вокруг нас Серия: Окружающий мир Издатель: Умница ,
  • Мир на ладошке-4. Знаменитые места мира (2025) , `Мир на ладошке` - это больше, чем просто игра. Это уникальный комплект, в основе которого лежит принцип`обучать играя`. Весёлые, интересные занятия развивают: память ребёнка, давая ему… Категория: Разное Издатель: