Одно из важных преимуществ двухэтажного вагона - он вмещает больше пассажиров. В двухэтажном купейном вагоне 64 спальных места (16 купе), а в обычном вагоне их всего 36 (9 купе). Благодаря этому стоимость проезда на двухэтажном поезде ниже, чем на поездах, аналогичных по классу. Поезд отправляется в 10 утра с Казанского вокзала и преодолевает расстояние между Москвой и Адлером за 25 часов.
В состав поезда входят вагоны:
- СВ (32 места)
- купе (64 места)
- штабной (на 50 мест; с местом для лиц с ограниченными физическим возможностями)
- вагон-ресторан
Услуги для пассажиров
Вагоны состоят из 4-местных или 2-местных изолированных купе, расположенных на двух этажах. В оборудование вагонов входят системы кондиционирования воздуха и отопления, три биотуалета, светодиодные светильники, система видеонаблюдения, система контроля, управления доступа и охраны пассажирского поезда. Энергоснабжение осуществляется от электровоза, что обеспечивает экологичность поезда.
В каждом купе имеются стол, зеркала, полочки для мелких вещей, светильники, лестницы для подъема на верхнее место. Купе оборудованы двумя розетками для подключения электробритв, мобильных и других устройств мощностью не более 100 Вт. В 2-местных купе (СВ) каждое посадочное место оборудовано ЖК-дисплеем для просмотра видеопрограмм.
Штабной вагон оборудован аппаратурой спутниковой связи и навигации (ГЛОНАСС).
В стоимость проезда включены: постельное белье, питьевая вода. Вагоны обеспечиваются предметами санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества. Также предлагаются дополнительные услуги: продажа чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров.
Железная дорога является одним из наиболее удобных и доступных видов общественного транспорта в нашей стране. Тем более что за последние годы качество перевозок значительно выросло – происходит закупка нового подвижного состава, расширение перечня дополнительных услуг, повышение скорости движения.
Отличительные особенности
Фирменный поезд имеет определённые признаки, по которым в том числе можно отличать его от других. Среди них:
- курсирование на протяжении круглого года (а не только в определённый сезон – например, с июня по сентябрь);
- чаще всего обеспечение составом связи между Москвой/Санкт-Петербургом и одним из областных центров. Но есть и исключения. Например, поезд 109/110 «Дневной экспресс» сообщением Самара – Пенза. Или поезд 115/116 «Омич», который курсирует из Омска в Нижневартовск и обратно;
- часто – высокая маршрутная скорость движения, состав останавливается только на главных станциях, но не в маленьких населённых пунктах;
- наличие у поезда названия. Например, «Томич» (Томск – Москва), «Иван Паристый» (Москва – Брянск), «Полярная стрела» (Москва – Лабытнанги). Это имя указывается в том числе на маршрутных указателях, внутри вагонов и т.д. Исключение – поезда класса «Премиум» — у них имён нет.
Кроме того, ранее многие «фирмачи» имели также индивидуальную окраску вагонов, по которой состав можно было отличать издалека. Но в ходе ребрендинга РЖД все вагоны постепенно стали перекрашивать в стандартную серо-красную ливрею.
Фирменный поезд РЖД
Обратите внимание! Разница между стоимостью билета в фирменный и обычный поезд составляет в среднем 20-50% (фирменный дороже).
Требования к подвижному составу
Если в состав «простого» поезда, по сути, можно ставить любой вагон, который бы соответствовал установленным правилам по исправности, то с «фирмачом» так делать нельзя.
Отличие в том, что к вагонам (и не только) предъявляются дополнительные требования:
- максимальный возраст после постройки или капитально-восстановительного ремонта должен составлять 12 лет;
- вагоны не могут отличаться. Они должны быть оформлены в едином стиле компании, которая ими владеет (например, ФПК). Для «премиумов», соответственно, речь идёт о стиле РЖД;
- постельное бельё должно быть либо новым, либо свежим (то есть, находиться в использовании на протяжении небольшого промежутка времени);
- форма проводников – уникальная и сшитая специально для этого состава.
Плацкартный вагон фирменного поезда
Список фирменных поездов РЖД
В настоящее время в нашей стране курсирует около 83 фирменных поездов. Эта цифра – величина непостоянная и может различаться. Ведь специалисты постоянно исследуют пассажиропоток. Один поезд могут добавить, другой – вообще отменить или оставить вместо него лишь группу фирменных прицепных вагонов РЖД. Бывает, что у состава отбирают фирменность и переводят в скорые, но её могут позже и вернуть. Именно такой случай произошёл с поездом 015/016 «Арктика» сообщением Мурманск – Москва. Все скорые поезда РЖД список есть на официальном сайте .
Вот лишь некоторые из фирменных поездов РЖД:
- 321/211 «Баргузин» (Забайкальск – Иркутск);
- 617/618 «Белые ночи» (Вологда – Санкт-Петербург);
- 041/042 «Воркута» (Воркута – Москва);
- 057/058 «Марий Эл» (Йошкар-Ола – Москва);
- 025/026 «Смена - А. Бетанкур» (Санкт-Петербург – Москва);
- 005Г/005Ж «Лотос» (Астрахань – Москва);
- 045/046 «Текстильный Край» (Иваново — Санкт-Петербург с прицепными вагонами из Костромы);
- 031/032 «Лев Толстой» (Москва – Хельсинки).
Поезд «Лев Толстой»
Особняком в данном ряду, безусловно, стоит состав 001/002 «Россия», курсирующий из Владивостока в Москву и обратно. Это главный поезд страны. Его маршрут – длиннейший в мире и составляет 9288 км.
Кроме того, существует ещё один очень интересный фирменный пассажирский поезд. Это 001/002 «Сахалин» (Южно-Сахалинск -Ноглики) — единственный «фирмач»РЖД, который обслуживается не ОАО ФПК и, к тому же, является узкоколейным (1067 мм).
Услуги
В зависимости от конкретного поезда и вагона пассажирам могут предоставляться те или иные услуги. Часть из них входит в стоимость билета, за другие нужно будет доплатить.
Стоимость зависит от наличия следующих услуг:
- наличие кондиционера в вагоне (работает в летний период времени);
- наличие биотуалета вместо обычного, гравитационного;
- наличие в купе умывальника и душа;
- индивидуальный санитарно-гигиенический набор (состоит из зубной щётки, туалетного мыла, влажной салфетки для рук, а также салфетки для обуви);
- свежая пресса;
- возможность перевозки животных (за плату и с определёнными ограничениями).
Составы «премиум»
Это семь фирменных поездов. В них используются только вагоны производства ТВЗ и, как правило, свежие двухсистемные электровозы ЭП10 или ЭП20.
Фирменный поезд «Россия»
Направления из Москвы в следующие города:
- Адлер;
- Новороссийск;
- Екатеринбург;
- Ростов-на-Дону;
- Казань;
- Анапа;
- Нижний Новгород.
Обратите внимание! Билеты на премиум-поезда дороже, чем на аналогичные фирменные, зато каждый из них уже включает набор питания. Верхние места в купе дешевле на 13%.
Поезд «Экспресс»
Имеет номер 003/004 и курсирует из Москвы в Санкт-Петербург и обратно по ночам. Промежуточные остановки отсутствуют. Время в пути – 9 часов.
Двухэтажные поезда
Курсируют из Москвы в Самару, Воронеж, Адлер, Санкт-Петербург, а также из Петербурга и Ростова в Адлер. Плацкарты отсутствуют (есть только купе и СВ).
Двухэтажный поезд
Покупка билетов и регистрация
Чтобы узнать, есть ли поезд по нужному направлению и на определённую дату, надо зайти на сайт РЖД, выбрать исходные данные, затем – интересующий поезд. Возле каждого вагона будет указана цена билета, а также описание и список услуг в виде пиктограмм.
Если для поезда доступна электронная регистрация (об этом свидетельствует иконка «ЭР»), то после прохождения этой несложной процедуры (а именно – ввод персональных данных) пассажир получает электронный купон, который можно предъявить проводнику на дисплее устройства, либо предварительно распечатать на листе А4 и показать эту бумагу.
Фирменный поезд – это «высшая лига» для РЖД. Езда в таком составе будет комфортной и приятной. Это значит, что можно быть уверенным, что летом внутри будет прохладно, вагон будет свежим, а постельное бельё – не затёртым.
Фирменный поезд - это поезд с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг.
График движения такого поезда разрабатывается с учетом наиболее удобного времени отправления и прибытия на конечную станцию или наименьшего времени в пути следования.
В настоящее время фирменные поезда перевозят пассажиров в различные регионы страны, соединяют столицы республик Российской Федерации.
Основные отличия фирменных поездов:
1. Удобный график движения (по сравнению с альтернативными пассажирскими поездами дальнего следования).
2. Современные вагоны не старше 12 лет после постройки, оборудованные кондиционерами.
3. Квалифицированные проводники, прошедшие обучение по специальной программе.
4. Постельное белье, спальные принадлежности и предметы санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества.
5. До посадки осуществляется застил постельного белья на верхних спальных местах за исключением боковых в плацкартных вагонах.
6. Комфортный вагон-ресторан с расширенным ассортиментом блюд.
И, конечно, гарантированный набор услуг: реализация чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров в дорогу.
В фирменном поезде вы можете выбрать тип вагона на свой вкус!
В составе фирменных поездов курсируют различные типы вагонов последних годов постройки: с местами для сидения, плацкартные, купейные, МИКСТ, СВ и Люкс , а также двухэтажные вагоны (с местами для сидения и спальные), способные удовлетворить самый широкий спектр пожеланий и предпочтений пассажиров включая маломобильных пассажиров, передвигающихся на инвалидной коляске.
* двухэтажные вагоны.
Вежливый и доброжелательный персонал поможет разместиться в вагоне, окажет содействие в разрешении возникших вопросов.
Комфорт во всем!
Туалеты фирменных поездов обеспечиваются жидким мылом, бумажными полотенцами, туалетной бумагой, освежителями воздуха, одноразовыми накладками на сидения.
Для гурманов
В составе фирменного поезда имеется вагон-ресторан. Прекрасная кухня, уютный интерьер, индивидуальный для каждого вагона-ресторана. Если вы любите уединение и не хотите покидать свое купе, то проводник вагона поможет вызвать официанта и заказать завтраки, обеды, ужины или другую продукцию вагона-ресторана с доставкой прямо в купе.
Ваша безопасность гарантирована
В конструкции вагонов реализованы технические решения, позволяющие осуществлять дистанционный контроль за состоянием и работой систем жизнеобеспечения вагонов.
Путешествие в формате "Все включено!"
В фирменных поездах и вагонах повышенной комфортности в стоимость проезда уже включены дополнительные услуги: питание, белье, санитарно-гигиенические наборы и пресса.
Список фирменных поездов АО "ФПК" (18,4 кБ) , в вагонах которых не предоставляется комплекс сервисных услуг.
Классы обслуживания фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности (ВПК), в которых предоставляются услуги*, включенные в стоимость проезда
Люкс | СВ | Купе | С местами для сидения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс обслуживания | 1А, 1И, 1М | 1Б | 1Е, 1Э, 1Т | 2Э, 2Т | 2Б | 1Р | 1В | 2Р | 3Р |
Рацион питания |
да 5 |
||||||||
Постельное белье |
да, улучшенного качества |
да, улучшенного качества |
да, улучшенного качества |
плед 2 |
|||||
Санитарно-гигиенический набор |
1 набор 2 |
1 набор 1 |
|||||||
Печатная продукция |
да 2 |
* стоимость и состав услуги зависят от класса обслуживания.
1 не предоставляется в поезде "Стриж".
2 не предоставляется в двухэтажных поездах: №№ 5/6, Москва - Санкт-Петербург, № 23/24 Москва - Казань.
3 Печатная продукция не предоставляется в поездах № 617/618 Санкт-Петербург - Вологда, №№ 5/6 и 25/26 Москва - Санкт-Петербург, №23/24 Москва - Казань.
4 Предоставляется только в двухэтажных поездах.
5 Предоставляется только в двухэтажных поездах №738/737 и 740/739 Москва - Воронеж посредством вендингового аппарата.
Для многих разница между фирменными и обычными поездами состоит только в цене. Но это только следствие, а причина кроется в реальных отличиях.
Определение
Обычный поезд (он же пассажирский) – поезд, составленный из пассажирских вагонов с целью перевозки людей и их багажа. Как и любой поезд, он имеет один или несколько локомотивов, а также оборудован сигналами (звуковыми и видимыми) для обозначения «головы» и «хвоста».
Фирменный поезд (он же фирменный пассажирский) – это тот же поезд, но относящийся к категории комфортабельных. Категория эта появилась еще в СССР и существует по сей день в ряде стран постсоветского пространства. Обязательным условием поддержания «фирменности» является периодическая переаттестация в ФПК – «Федеральной пассажирской компании».
Сравнение
Учитывая, что зачастую нелегкие условия путешествия в обычном поезде известны всем, ниже будут перечислены особенности именно фирменного поезда.
Итак, согласно официальной информации РЖД, на «фирменность» могут претендовать поезда:
- состоящие из современных вагонов, оборудованных кондиционерами и находящимися в эксплуатации не более 12 лет;
- с удобным графиком движения и наименьшим временем в пути;
- имеющие в своем составе вагон с двухместным спецкупе для пассажиров с ограниченными возможностями;
- с квалифицированными проводниками, обученными по спецпрограмме;
- с улучшенным качеством постельного белья, спальных принадлежностей и предметов санитарно-гигиенического назначения;
- с предварительным застилом верхних спальных мест.
Отличительной особенностью таких поездов является также наличие собственного, часто характеризующего направление следования имени: «Лотос» (Астрахань – Москва), «Байкал» (Иркутск – Санкт-Петербург), «Белые ночи» (Санкт-Петербург – Вологда) и т.д.
Фирменный поезд. Купе
Что касается стоимости билетов, то она действительно на 20-50% выше стоимости путешествия на обычном поезде дальнего следования. Однако это вполне ожидаемо, учитывая, что кроме выше обозначенных отличий, имеется список услуг, включенных в стоимость билета. На количествах наименований блюд горячего питания, напитков и печатных изданий останавливаться не будем, а вот состав набора гигиенических принадлежностей достоин внимания:
- Эконом-класс: салфетки (бумажные и влажные), расческа, зубной набор (щетка, паста, зубочистка);
- Бизнес-класс: то же, что в наборе эконом-класса, плюс мыло, носовые платки, косметичка, рожок и салфетка для обуви;
- Класс-люкс: то же, что в наборе бизнес-класс, плюс шампунь, губка для тела, гель для душа, крем для рук, махровый халат и тапочки.
Естественно, что все вышеперечисленное – лишь часть обязательных требований. Например, мало кто из пассажиров знает, что согласно п. 5.4.9 ОСТ 32-24-93 «Стандартизация в обслуживании населения на ж/д транспорте» радиосвязь должна не только работать, но и передавать:
- приветственные слова и слова прощания при соответствующих моментах движения поезда;
- информацию о правилах проезда и предоставляемых услугах;
- объявления о времени отправления, прибытия, а также продолжительности стоянок;
- познавательные передачи о городах, через которые следует поезд и т.д.
Также, возможно, новостью для пассажиров станет обязательная поддержка температурного режима (в зимнее время – 18-22 °С, в летнее – 22-26 °С) без отговорок проводников «поедем – нагреется» или «поедем – продуется».
Выводы сайт
- Стоимость билета на фирменный поезд дороже на 20-50%.
- Качество предоставляемого сервиса у фирменного поезда выше, а количество предоставляемых услуг, включенных в стоимость билета, – больше.
Практически все пассажиры знают, что бывают скорые и ускоренные поезда, фирменные и пассажирские состава, но чем они отличаются, известно не многим. Предлагаем устранить этот пробел в знаниях.
Какими бывают поезда?
Сначала следует разобраться в классификации железнодорожных составов. Критерием классификации выступает маршрутная скорость, то есть время преодоления расстояния от одного пункта до другого. Подробнее о том, какими бывают поезда в зависимости от скорости, далее.
Высокоскоростные
Самыми быстрыми считаются высокоскоростные поезда. Они способны двигаться со скоростью 200−400 км/ч. Главная их особенность заключается в том, что они не могут передвигаться по обычным рельсам. Для них строят специальное полотно, способное выдержать большие нагрузки. Высокоскоростная магистраль появилась еще в 2000-х годах и продолжает активно развиваться. Сейчас самые быстрые составы курсируют из столицы в другие города, а также позволяют из России добраться в европейские города.
К примеру, самым известным высокоскоростным составом выступает «Сапсан», который курсирует между столицей и Санкт-Петербургом и позволяет преодолеть расстояние между этими городами в два раза быстрее. «Аллегро» является международным высокоскоростным поездом, так как курсирует из Северной столицы в Хельсинки.
Сейчас РЖД занимается возведением высокоскоростной магистрали, длина которой составляет около 1500 км. По ней смогут ездить поезда со скоростью около 400 км/ч. Она соединит Москву с Поволжьем и Сибирью. Курсировать состав будет двигаться из столицы через Казань в Екатеринбург. В перспективе запланировано строительство подобной магистрали из Москвы в Сочи.
Скоростные
Маршрутная скорость таких поездов немного ниже – около 140 км/ч, хотя на ровных участках дороги они могут разгоняться до 200 км/ч. В обычной жизни разделения между скоростными и высокоскоростными составами не делают, так как для передвижения обоих категорий необходимо специальное полотно.
- «Ласточку» − поезд, который передвигается со средней скоростью 140-160 км/ч. Ездят такие составы из столицы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, а также по Краснодарскому краю.
- «Стриж» - ездит со скоростью до 200 км/ч по маршруту из Москвы до Нижнего Новгорода и обратно.
Скорые
Техническая скорость скорых составов не отличается от пассажирских, но благодаря тому, что они делают мало остановок (только на крупных станциях и вокзалах) расстояние они преодолевают значительно быстрее. Маршрутная скорость таких поездов колеблется от 50 до 90 км/ч. Стоимость билета в немного дороже. На просторах государства ездят сотни таки поездов, причем в разных направлениях.
К примеру, поезд под названием «Сура» курсирует из Москвы в Пензу, а «Лотос» соединят столицу с Астраханью. Между Москвой и Челябинском курсирует также скорый поезд «Южный Урал». Существуют и другие поезда такого же типа на других маршрутах. Обычно они не имеют специального названия, а просто нумеруются. Скорые поезда отправляются из Москвы практически во все регионы.
Ускоренные
Официально такого названия нет. К этой категории относятся грузовые составы, которые передвигаются быстрее обычных поездов. Используются они для перевозки быстропортящихся грузов. Не применяются для перевозки пассажиров.
Фирменные
По скорости фирменные поезда относятся к скорым, так как они передвигаются со скоростью 50-90 км/ч. Но это единственное их сходство. Особенностью фирменных составов выступает высокий уровень комфорта и обслуживания. Пассажиры в них могут рассчитывать на набор дополнительных услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Базовый уровень обслуживания также установлен на высоком уровне. Проводники, работающие в таких поездах, обязательно проходят специальную подготовку.
Все фирменные поезда имеют свое название. К примеру, состав, курсирующий из столицы в Пермь, называется «Кама», а из Москвы в Томск – «Томич», из столицы в Киров – «Вятка» и так далее. При покупке билетов следует обращать внимание, имеется ли в проездном документе пометка «скорый». При ее отсутствии поезд будет передвигаться, как обычный пассажирский, но будет иметь комфортные условия и набор услуг для удобства пассажиров.
Пассажирские
Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.
Служит тому две причины:
- Стоимость проезда довольно низкая, особенно по сравнению с другими категориями.
- На пассажирском поезде можно добраться до небольшой станции или некрупного населенного пункта. Скорые составы на таких станциях просто не останавливаются.
Пассажирские поезда бывают фирменными, то есть в них улучшенный сервис обслуживания, имеются дополнительные услуги. Примером такого поезда можно назвать «Белые ночи» - состав, который курсирует из Москвы в Вологду. Если в билете нет обозначения «скорый», значит, он по умолчанию пассажирский.
Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.