Антониев краснохолмский монастырь. Слобода. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь

"Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь..." А. И. Солженицын «Крохотки» (1958-1960)

Древний Краснохолмский Николаевский Антониев Монастырь стоит у впадения Неледины в Могочу недалеко от города Красный Холм в селе Слобода. Небольшое село, в котором имеется храм, восточным своим краем захватило монастырские постройки. Среди развалин многовекового монастыря пасутся козы, стоят сараи, высятся стога и притаились уазики. Монастырь само собой не действует. Действовать тут особенно и нечему, но на удивление последние годы, группа энтузиастов пытается исправить эту ситуацию.

У монастыря есть свой сайт . К нему и обращусь для того, чтобы рассказать немного об этом уникальном древнерусском памятнике.

Основание монастыря можно отнести к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно пришедший из Кирилло – Белозерского монастыря, поселился на этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В этом же году закончил свою земную жизнь и преподобный Антоний, погребенный на территории монастыря (в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно).
Время духовного и материального расцвета монастыря – 15-16 века. Вклады в монастырь делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале 17 века, обитель была разорена, но быстро восстановила свои силы. После революции 1917 года обитель была закрыта и в 1930-х годах многие сооружения монастыря были разрушены.
В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.
В августе 2013 года Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев).
Пока богослужения по субботам, воскресеньям и в праздники совершаются в 600 метрах от монастыря (к Бежецку) - в храме преп. Зосимы и Савватия Соловецких.
По вопросам благотворительной помощи монастырю, и по другим вопросам и предложениям – обращаться по тел.: 8-962-246-20-07 - иеромонах Силуан.
Из числа сохранившихся каменных строений, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения:
Никольский собор (1481-1493)​ - Один из древнейших памятников зодчества на территории Тверской области (сохранились лишь три стены собора)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1590-1594) - Сохранились две стены
Вознесенская Церковь (1690)
Братский корпус (1685)
Настоятельский корпус (1748)
​Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)
​Северо-восточная башня (1697)

В начале века монастырь выглядел так:

Вся информация с сайта: http://www.antoniev-mon.ru . Очень рекомендую посетить его, там есть интересные архивные материалы, в том числе и фотографий.

Когда Марина marina_shandar , которая была здесь ранее неоднократно, привезла нас сюда, то условились то ли на полчаса, то ли на сорок минут. Я еще тогда подумал, чего так много. А в итоге проходили там не меньше часа. Эти мощные развалины по-настоящему впечатляют.

И снова возвращаюсь к Крохоткам Солженицына:
"Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он - в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу..."

"...Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые - убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти - бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берёт мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта - просто на замке, безмолвная. Ещё в одной и ещё в одной - клубы. «Добьёмся высоких удоев!» «Поэма о море». «Великий подвиг».

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни."

3. Никольский собор (1481-1493)

4. Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)

10. Вознесенская Церковь (1690)

13. Братский корпус (1685)

Внутри настоятельского корпуса.

Краснохолмский монастырь February 24th, 2013

Пост о заброшенном монастыре, что располагался когда-то в Бежецком верху Новгородской губернии, а ныне это Краснохолмский
район Твреской области. Именно здесь, на границе посёлка Красный Холм (в прошлом Спас на Холму), вдоль берега реки Могочи, находится одна из древнейших обителей Руси - Краснохолмский Антониев монастырь, основанный в середине XV века. На территории монастыря сохранилось множество уникальных строений: белокаменный собор — одно из древнейших (532 года) сооружений, сохранившихся на территории Тверской области; церковь над Святыми воротами 1690 года постройки; братские, настоятельные корпуса и даже башня 300-летней давности.


Основана обитель аж в XV веке - «по воле Великого, в Троице славимого Бога, лета от сотворения мира 6968 (1461 по Р.Х.)».
Основатель монастыря старец Антоний - подвижник преп. Кирилла Белозерского (особое течение в монашестве той эпохи — заволжское старчество). В Кирилло-Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей, что ставит наш монастырь в ряд с известнейшими монастырями тех лет: Соловецким, Ферапонтовым, Александро-Ошевенским.

Никольский белокаменный собор 1481- 1493 года.

Всего три стены, но зато возрастом в 532 года.

Ранее собор выглядел таким образом.

Каждую стену украшают такие вот килевидные красивые порталы.

Фрагмент портала - полуколонки.

А внутри этих стен дожила первоначальная роспись стен. Поверх которой была другая.
Заходим в собор через подготовленную ступенчатую лесенку...

И рассматриваем плохочитаемые росписи. Хорошо лишь виден в левом верхнем углу силуэт Серафима.

По оконному проёму можно судить о мощности стен собора.

Это ещё один портальчик с сохранившимся над входом ликом.

А вокруг этого собора разбросаны старинные надгробные плиты с письменами.

Что ж, перейдём к другим достопримечательностям. Надвратная Вознесенская церковь.

Построена в 1690 году над Святыми воротами, что вели в монастырь.

Когда-то выглядела так.

Эту церковь соединяли с Малым братским корпусом крепостные стены (не сохранились). Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697 гг.)

В старину...

Какой вид!

Большинство построек монастыря обильно декорированы в стиле московского "узорочья", из тесаного кирпича с редкими вставками белокаменных деталей.

Над декором окошек расстарались особенно.

Оставим позади это строение и пройдёмся до башни и настоятельских корпусов.

Сохранилась единственная северо-восточная башня, 1697 года постройки.

Дверной проём в настоятельские кельи.

А это вид на Братский корпус и настоятельские кельи (1748 г.)

Вид на монастырь с высоты птичьего полёта (макет).

Вообще история у монастыря очень богатая. Смутные времена не обошли стороной и эту обитель. Ни раз она завоёвывалась и разорялась поляками, литовцами и вольными разбойниками и даже казаками-донцами. Конец разбоям положили Минин и Пожарский, всего лишь дойдя до Ярославля, но и этого хватило, чтобы черкасы и литовские люди отступили. Последнее нападение было в 1614 году, из-за Онеги пришли черкесы и "разные воры", но в нашем монастыре уже поместились стрельцы под начальством сотника Тимашева.

В годы своего расцвета монастырю принадлежало 614 дворов и 4620 душ крестьян (на 1710 год). В 1764 г. же по указу Екатерины II последовало отобрание у монастырей вотчин, был включен в число штатных монастырей второго класса. Число братии по штату этого класса было положено 17 человек. К 1918 году в обители, включая настоятеля, было всего 12 монахов и четыре послушника...

Нас преследовали тучи и только когда мы проехали Красный Холм и приблизились к руинам Николаевского Антониева монастыря, впервые выглянуло солнце. Это очередной грандиозный объект, отмечающий в этом году круглую дату. И он тоже не покрашен, не в цветах и около него не продают туристические буклеты.



01.
От монастыря мало что осталось. Когда-то это был большой комплекс, опоясанный высокой стеной.


02.
Вот выдержка из летописи.
“И по воле Великого, в Троице славимого Бога, от сотворения мира в 6969 (1461) году, шел некто из страны, называемой человеческими словами Белозерской, священноинок, пустынножитель, старец, именем Антоний, и пришел в пределы города, называемого Городецко, в вотчинный удел славнейшего мужа, вельможи, именем Василия, называемого Мелецким, к сыну его, Афанасию Васильевичу, называемому Нелединским. И по воле Всемогущего, в Троице славимого Бога, и по неизреченным Его праведным судьбам тот названный пустынножитель, священноинок, именем Антоний, сделался болен и через немного дней по воле праведного Бога тот инок Антоний получил от болезни освобождение.”


03.
“И тот пустынножитель, священноинок, именем Антоний, на той его Афанасьевой земле построил для молитвословия часовню и для упокоения себе келию, и начал тут пустынножительствовать и богоподвижно подвизаться доброй и богоугодной жизнью. Мирские же люди приходили к нему, воссылая хвалу и моление Господу Богу, и пели молебное и заупокойное пение. И видя добрую и богоподвижную жизнь того пустынножителя, инока, именем Антония, приносили ему подаяние каждый от того, что имел.”


04.
“И начал тот пустынножитель, именем Антоний, строить деревянную церковь во имя великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского. И, построив ее, святыми иконами благолепно тот храм украсил и божественными книгами довольно снабдил и, спустя немногое время, тот храм забором оградил и начал собирать братию.”


05.
Было это в 1461 году. Вокруг церкви стали собираться монахи и к 1481 году это место уже стало монастырем со строящейся каменной церковью.


06.
Примерно в это же время Святой Антоний умирает. Но последователи продолжают развивать монастырь и к началу XVI века тут появляется каменная трапезная.


07.
Наличие в монастыре к концу XV в. двух каменных зданий - собора и трапезной палаты с теплой церковью - ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Не многие из них могли в то время «похвастать» несколькими каменными зданиями. Лишь такие крупнейшие монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели тогда, кроме собора, еще и каменную палату для трапез с храмом при ней.


08.
Свое благосостояние монастырь сохраняет и в конце XV и всего XVI в., о чем сообщает летопись: «И многие великие князи и бояре от имения своего в тот Антонов монастырь деньги и всякую церковную утварь непрестанно даваху и вотчины своя в предбудущия лета, ради наследия вечных благ и вечнаго поминовения родителей своих, на пропитание игумена и братии в тот Антонов монастырь отдаваху и благодатию всесильнаго, в Троице славимаго Бога, и молитвами Пречистыя Его Матери и угодника их, великаго в иерархах Чудотворца Николая, та святая обитель вельми распространяшеся».


09.
Трапезная позже перестраивалась. В первоначальном виде она простояла менее ста лет. А Никольский собор без серьезных изменений дожил до первой половины прошлого века.


10.
Как и большинство храмов, в 30-х годах монастырь был разрушен, в трапезной находились какие-то административные службы, Храм сверху был вполовину укорочен, а позже еще больше разобран и разрушен. Сейчас от него осталось три несущих стены.


11.
Еще двадцать лет назад поднимался вопрос о восстановлении монастырского комплекса.


12.
В прошлом году была подана заявка о регистрации монастыря как действующей обители. Я, правда, не совсем понимаю, как она может быть действующей в таком состоянии.


13.
В частично уцелевшем помещении трапезной разгром и разруха. К тому же несколько помещений горели.


14.
На втором этаже сгнившие балки не вызывают доверия. В некоторых местах нет перекрытий.


15.
Видно, что несколько десятилетий назад тут еще была жизнь. Двери, обитые дерматином, живые печи, нормальные лестницы.


16.
По истории монастыря очень мало данных. По сути, осталась только копия летописи, отражающей первые годы строительства. Но никаких конкретных дат там нет. Нет даже полноценной информации о том, когда был освящен Никольский храм.


17.
В этом году монастырь встретил свое 550-тилетие. Остается надеяться, что 600 лет он встретит в более живом виде.


По истории монастыря в интернете есть несколько хороших статей. Это лежащая в свободном доступе на rusarch.ru статья Выголова В.П. и не менее интересная статья Алексеевой С. В. и Тарасовой Н. П. на spasi-hram.ru . Сайт монастыря tver-antonievmon.narod.ru , там же вы найдете немного исторических фотографий и много информации.

Фото с wikipedia.org

Краснохо́лмский Никола́евский Антониев монасты́рь - православный мужской монастырь (Русская Православная Церковь, Московский Патриархат, Тверская митрополия, Бежецкая епархия). Монастырь расположен в деревне Слобода Краснохолмского района Тверской области (в километре от города Красный Холм по трассе Р-84 на юго-запад) у слияния рек Неледины и Могочи. На территории монастыря находится один из древнейших памятников зодчества Тверской области - белокаменный Никольский собор (1481-1493).

Летопись относит основание монастыря к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, поселился на этих землях.

Преподобный Антоний, по свидетельству «Летописца», имел какое-то намерение в своем путешествии и первоначально не собирался оставаться там, где позднее возникнет монастырь. Лишь тяжелая болезнь Антония и последующее выздоровление изменили его планы, и в 1461 году была воздвигнута деревянная часовня и келья.

Время духовного и материального расцвета монастыря - XV-XVI века. Вклады в монастырь делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и другие. Большое число вкладчиков монастыря в это время обеспечили его благосостояние.

В Смутное время, в начале XVII века, обитель была разорена, но быстро восстановилась.

Петровские реформы начала XVIII века поставили монастырь в очень тяжелое положение. Указом Екатерины II 1764 года от монастыря были отобраны обширные вотчины.

История монастыря в XIX веке отразила основные тенденции, характеризующие синодальный период существования Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года обитель была закрыта, разделив участь многих русских обителей, и в 1930-х годах сооружения монастыря были разрушены.

В августе 2013 года по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета (Гаврина) Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев). В мае 2014 года Антониев монастырь был передан Русской Православной Церкви.

История монастыря

Переподобный Антоний Краснохолмский

XV век. Предыстория основания обители

XV век был вершиной русского подвижничества. Этот расцвет, возвысивший духовный авторитет монашества в государственной жизни, явился следствием плодотворного духовного делания целого сонма подвижников, которые так или иначе связаны со школой святого Сергия Радонежского. Влияние преп. Сергия на монашескую традицию не только вызвало возрождение киновии в русских монастырях, оно стало основанием и корнем великого древа монашества XIV-XV вв. Множество монастырей с общежительным уставом обязаны преподобному Сергию Радонежскому своим основанием.

Самым известным из основателей монастырей - учеников преп. Сергия - является преп. Кирилл Белозерский (+1427), создатель монастыря на берегу Белого озера. Преп. Кирилл стал духовным отцом группы особо строгих подвижников, из которых позже в конце XV и первой половине XVI в. сформировалось особое течение в монашестве той эпохи - заволжское старчество. В Кирилло-Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей.

Единственный источник по первоначальной истории Краснохолмского Николаевского монастыря («Летописец…») указывает на основателя монастыря - священноинока Антония, пустынножителя, старца, пришедшего из страны «нарицаемой человеческими глаголы Белозерския». Это позволяет предположить, что преп. Антоний был в числе тех, на кого оказала влияние и Кирилло-Белозерская обитель, и её основатель преп. Кирилл (+1427). Самого преп. Кирилла (+1427) Антоний вряд ли мог знать, так как пришел на земли Бежецкого Верха через 34 года после кончины Кирилла.

Основание монастыря

Об основании монастыря повествует единственный источник по первоначальной истории Краснохолмского Николаевского монастыря: «Летописец о зачатии Бежецкого верху Николаевского Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей и бояр и прочих благодетелей».

Летопись относит основание монастыря к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно пришедший из Кирилло-Белозерского монастыря, поселился на этих землях. Преподобный Антоний имел некое намерение в своем путешествии из Кирилло-Белозерской обители и первоначально не собирался оставаться там, где позднее возникнет монастырь.

Земля, на которую пришел Антоний, принадлежала на правах вотчины боярину Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому. В результате тяжелой болезни Антоний был вынужден остановиться в своем путешествии. После того как болезнь оставила священноинока, он испросил у боярина Афанасия Васильевича небольшой участок земли, где для совершения молитв построил деревянную часовню и для себя келью. Слух о богоугодной жизни подвижника скоро распространился по окрестностям и к нему стали стекаться и те, кто хотел получить у него благословение, и те, кто желал вместе с ним молиться. Появились средства для постройки деревянной церкви и ограды вокруг неё.

Существует устное предание, что однажды ночью Антоний увидел из окна своей кельи необычный свет, вышел во двор и увидел на дереве икону святителя Николая Чудотворца. Воздав хвалу Господу, он внес икону в свою часовню, а после устроения деревянной церкви посвятил её святителю Николаю. Желавших вместе с ним жить он принимал всех, вместе с ними трудился при устроении келий и был для них образцом и руководителем в богоугодной жизни. Так получил свое устроение монастырь, названный в честь святителя Николая и в память основателя - Антониевым.

Местность, где был основан монастырь, состояла в Бежецком углу Новгородской области. В церковном управлении Бежецкий верх, а, следовательно, и монастырь, зависел до 1776 г. от Новгородской кафедры.

Берег рек, на котором стал устраиваться монастырь, был низменный, заливавшийся в весеннее время водой, и потому первая деревянная церковь и келья были немного в стороне на ближайшей к реке возвышенной местности. Преп. Антоний пожелал, чтобы предложенный к построению каменный храм, а также кельи и монастырские службы были на самом берегу реки, для чего потребовалось сделать насыпную площадь, значительную по пространству и высоте насыпи. В этом деле видится участие Нелединских-Мелецких. Часть средств могла быть предоставлена углицким князем Андреем Васильевичем Большим, к уделу которого с 1462 года принадлежали земли Бежецкого верха.

На насыпной и выровненной площади в 1481 году, по сказанию монастырского летописца, преп. Антоний положил основание величественному по тому времени храму во имя святителя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы.

Через некоторое время после основания собора преп. Антоний скончался и храм был достроен его преемником Германом (1482-ок.1493 гг.). Герман был избран из братии обители и какое-то время был строителем, а затем архиепископом Новгородским возведен в сан игумена. После него другие настоятели были в игуменском сане. При Германе Никольский собор был украшен и освящен.

История монастыря во второй половине XV-XVI веках

По сведениям летописца, при игумене Паисии I (1494-начало XVI в.) была построена церковь с трапезной, известная с начала XVI столетия под именем храма Димитрия Солунского.

Летописец отмечает игуменство Вонифатия (после 1520 г.), избранного из числа братии монастыря. Поскольку слух о благочестивой жизни игумена Вонифатия дошел и до великого князя Василия Ивановича, тот посетил Антониев монастырь, вероятно в 1526 г., когда вместе с молодой супругой Еленой ходил на богомолье в Кириллов монастырь.

Следующими игуменами обители были Макарий и Арсений, а примерно с 1548 года настоятелем монастыря становится игумен Иоасаф I. он приобрел довольно много ценной церковной утвари. Впоследствии Иоасаф становится игуменом в Троице-Сергиевом монастыре и потому в описях второй половины XVI века пожертвованные им вещи обозначались как данные «Троицким игуменом Иосафом».

Во второй половине XVI века монастырь продолжат получать значительные вклады, в том числе и от давних благодетелей Неледенских. Владения монастыря неоднократно увеличивались во второй половине XVI века.

Пожертвования Иоанна Грозного были довольно значительные, благодаря чему к 1592 году была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была построена вместо трапезной церкви Димитрия Солунского, тоже с ризными службами. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе. В устроении этой церкви принял участие своими деньгами живший в монастыре и постриженный с именем Феодорита, боярин Федор Васильевич Шереметев (сын Василия Андреевича, в монашестве Вассиана, и брат Ивана Васильевича Шереметева).

История обители в XVII веке

С появлением Лжедмитрия II наступило бедственное положение для всего государства. В 1608 года игумен Кирилл ездил к самозванцу с образом святителя Николая Чудотворца и святой водой. Но покорность Лжедмитрию II не спасла монастырь от грабежей и разбоев бродивших около него поляков и русских мятежников.

Не имея каменных стен, он не мог защищаться даже от мелких шаек вольницы, и панам воеводам должен был для оберегания себя и своих вотчин давать деньги и фураж.

Выдачи денег «для оберегания» не смогли уберечь монастырь и его земли. Храм были поруганы, а многие земли пришли в запустение. 29 декабря 1609 г. Лжедмитрий бежал в Калугу, а 12 января 1610 г. обратились в бегство и войска из-под Троице-Сергиевой Лавры. Стало немного спокойнее и в монастыре. Обитель занялась восстановлением поруганной святыни и исправлением повреждений. После 1611 года Казаки и поляки совершенно завладели монастырем и его вотчинами, избив оставшихся в монастыре монахов. Села и деревни были сожжены, жители разбежались или были убиты.

Положение начало меняться, когда в начале апреля 1612 г. Минин и Пожарский пришли с ополчением в Ярославль и здесь остановились для устроения дел. В это время в Антониевом монастыре «сидели» черкасы и литовские люди. Пожарский и Минин, получившие весть об этом, послали против них значительное войско. Дело обошлось без битвы: с дороги отъехал из отряда Смолянин Юшка Потемкин и сказал черкасам, что идет на них князь Димитрий Мамстрюкович Черкасский со множеством ратных людей. Черкассы, услышав эту весть, побежали наскоро из монастыря и монастырь был освобожден.

Игумен Иона стал настоятелем в 1614 г. С севера, из-за Онеги, из-за Белозера стали стягиваться и двигаться к югу шайки черкес и с ними «разных воров». Для отражения и истребления вольницы в монастыре поместились стрельцы и была установлена станица казаков. Игумен с братией принуждены были выехать на Городецко в свой монастырский двор и в Введенский монастырь, и оттуда задабривали охранителей монастыря.

После заключения мира в Деулине положение в государстве стабилизировалось. Распоряжениями игумена Ионы и последующих настоятелей постепенно изглаживались следы разорения в монастыре и в его вотчинах. Разорение вотчин монастыря было заметно ещё в конце 1620-х гг. В 1634 г. постигло новое бедствие от пожара.

Ставший в 1635 г. настоятелем Антониева монастыря игумен Иона III был духовником государыни Марфы Иоанновны, матери царя Михаила Федоровича. Вотчинное имение матери царя Михаила Федоровича, село Хабоцкое с деревнями было смежно с монастырскими владениями. Вероятно, при посещении своей вотчины она заезжала в монастырь, когда Иона был простым священником. Иона сначала управлял монастырем в должности келаря, а в сан игумена возведен в конце 1636 г.

В 1647 году был избран братией Иоасаф (1647-1654 гг.). Игумен Иоасаф исправил неоконченное его предшественниками восстановление монастыря после постигших его бедствий. При нём возобновлена Воскресенская церковь, стоявшая с разоренными престолами после литовского нашествия. Игумен Анатолий (Смирнов)в своей книге приводит мнение о том, что Иоасаф, сначала став архимандритом Троице-Сергиева монастыря, «был призван на патриарший престол после Никона».

В 1688 году в Патриаршем разряде было предложено приписать Антониев монастырь к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю. Неблагоприятное для монастыря предложение было отвергнуто. По всей видимости, архимандрия учреждена была в Антониевом монастыре по ходатайству знатных вкладчиков. Первым архимандритом был поставлен Иосиф (1690-1701 гг.) из иеромонахов новгородского Деревяницкого монастыря. Памятниками его деятельности остались: почти вся восточная каменная ограда с двумя башнями, церковью Вознесения. В Никольском соборе был обновлен иконостас и появилось настенное письмо.

Строительство храмов и зданий в конце XVII века

В 1668 году по благословению митрополита Новгородского Питирима построена Каменная колокольня.

С 1685 года в монастыре началась усиленная деятельность по постройке каменных церквей, келий и ограды. В этом году построены на северной стороне монастыря каменные казенные палаты и внизу их больничные кельи с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Существовавший в соборном храме придел Благовещения был упразднен. В 1690 г. пристроена к Никольскому соборному храму малая церковь во имя Всех святых.

В 1690 году построена каменную церковь Вознесения Господня с одним главным престолом и двумя приделами.

В том же 1690 году была начата постройка каменной братской поварни-двухэтажного корпуса, названного Иверским. Почти в то же время было начато строительство на восточной стене монастыря по обе стороны строившейся Вознесенской церкви каменной ограды и келий, с двумя башнями по концам ограды.

К концу XVII века были построены ограда на восточной стороне и две башни, в этой же линии ограды по обе стороны Вознесенской церкви построены двухэтажные каменные кельи: у северной башни (Макарьевские) и у южной башни над выездными воротами. По всей каменной ограде сделаны были переходы с бойницами в два ряда, в башнях бойницы были в три ряда.

XVIII век

С наступлением XVIII столетия начались преобразования Петра I относительно монастырских вотчин и самих монастырей. С этого времени материальное благосостояние монастыря стало ухудшаться. В 1701 году монастырские вотчины и доходы с них были подчинены ведению Монастырского Приказа в Москве и оттуда присланы были присланы для управления вотчинами стольники.

Монастырь уплачивал взносы за владения вотчинами, за право пострижения в монашество вдовых священников. Все доходы (с мельниц, рыбной ловли) были обложены канцелярским сбором. Взимались платежи на Военный Приказ, на Адмиралтейство, на обмундирование и содержание рекрут, на жалование драгунам и на другие нужды.

В 1722 г. на монастырь была возложена новая повинность - давать помещение и довольствие старым и увечным солдатам, отставным офицерам, унтер-офицерам, обер- и штаб-офицерам. В то же время монастырь был обложен различными церковными налогами.

Кроме того, в 1715 г. митрополичий дом и знатные монастыри новгородской епархии предприняли строительство на Васильевском острове Санкт-Петербурга общее подворье. К участию в этом предприятии привлечен был и Антониев монастырь. Монастырь, обремененный другими повинностями, не имел возможности удовлетворить все денежные требования. Вследствие этого в 1724 г. монастырь был взят под опеку архиерейского дома. В 1727 г. по прошению монастырских вкладчиков монастырю была возвращена самостоятельность, с архимандрией по-прежнему. В 1727 г. настоятелем монастыря был назначен архимандрит Макарий (Молчанов) (1727-1737 гг.).

Большие трудности ожидали монастырь при правлении временщика Бирона, который брал из монастырей и их вотчин, что хотел.

С восшествием на престол Елизаветы Петровны в 1741 г. обстоятельства монастырей изменились к лучшему, и только тогда появилась возможность приступить к исправлению ветхостей и постройке новых каменных зданий.

В 1740-х годах в монастыре сменилось несколько настоятелей: Иосиф (Арбузов) (1741-1742 гг.); Сосипатр (1742-1743 гг.); Митрофан (1743-1747 гг.) в сане архимандритов.

В 1748 году заложены каменные настоятельские кельи в линию с северной оградой в один ряд с казенной палатой. Вместе с тем сложены каменная ограда с северной и западной сторон с воротами на запад, по сторонам ограды - каменные сторожевая и столярная, у северной стены- поварня для варения кваса и пива. После постройки зданий, монастырь оказался тесным, а потому было решено расширить его в южную сторону. С 1754 г. началась кладка новой ограды, также с переходами по ней. Прежняя южная стена между братскими кельями и Иверским корпусом была разобрана. На западных воротах в 1764 г. построена и освящена каменная церковь во имя св. Иоанна Предтечи (западная стена и церковь во имя св. Иоанна Предтечи были полностью разрушены в XX веке). Таким образом, монастырь значительно расширился и все здания ограда с шестью башнями были уже каменными. Но или из за поспешности постройки, и плохого качества материалов многие здания оказались непрочными и впоследствии излишними.

При архимандрите Марке (1761-1767 гг.), настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря, в 1764 г. по указу Екатерины II последовало отобрание у монастырей вотчин, а взамен назначено монастырям денежное жалование и оставлено небольшая часть земли и несколько служителей. Антониев монастырь, был включен в число штатных монастырей второго класса.

Все налоги, которые уплачивал монастырь - государственные и церковные, были отменены, военные, бывшие на содержании монастыря, были высланы в бежецкую воеводскую канцелярию.

В конце XVIII века настоятелем Антониева монастыря в течение довольно длительного срока становится архимандрит Иларион (1774-1791). До назначение на этот пост он был сначала иеромонахом, а потом наместником Александро-Невского монастыря в г. Санкт-Петербурге. После семнадцатилетнего управления монастырем, оставив настоятельство, он жил до глубокой старости в Антониевом монастыре на покое, скончался архимандрит Иларион 18 сентября 1797 г. и погребен в паперти на северной стороне Никольского собора.

Во время настоятельства Илариона в 1776 г., 1 марта, последовало открытие города Красного Холма, а по высочайшему повелению Красный Холм, Бежецк и Вышний Волочек с их уездами были приписаны от Новгородской губернии к Тверскому наместничеству.

XIX век

В 1816 году настоятелем монастыря стал Архимандрит Иоасаф (1816-1829), бывший прежде настоятелем Старицкого Успенского монастыря. До 1825 г. он был ректором краснохолмского духовного училища. По старости и болезни ему было разрешено удалиться на покой в Калязин монастырь. Он скончался в 1829 году и погребен на южной стороне Никольского собора.

При учреждении в 1836 года викариатства в Тверской епархии, когда местом пребывания викарного епископа был определен Желтиков монастырь, штатное положение второго класса Антониева монастыря было перенесено на этот монастырь, а Антониев монастырь был обращен в монастырь третьего класса.

В 1869 года Настоятелем Антониева монастыря становится игумен Анатолий (Смирнов). В 1883 г. увидела свет его книга «Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии». До какого года игумен Анатолий был настоятелем - неизвестно, но в 1899 г. монастырские дела принял новый настоятель - игумен Рафаил.

Краснохолмский Николаевский Антониев Монастырь. Открытка начала XX века

Известен последний настоятель Антониева монастыря игумен Иоанн (Гречников). Он приступил к исполнению своих обязанностей 27 ноября 1913 г., но в списках братии за 1918 г. значится, что «Настоятель монастыря игумен Иоанн постановлением краснохолмского уездного исполнительного комитета выселен из Тверской губернии, и где теперь находится, монастырю неизвестно».Последние сведения о братии монастыря указывают, что в обители, включая настоятеля, было 12 монахов (три иеромонаха, два игумена) и четыре послушника."

XX век

После революции 1917 года для монастыря настали суровые времена. В списках братии за 1918 год значится, что «Настоятель монастыря игумен Иоанн постановлением краснохолмского уездного исполнительного комитета выселен из Тверской губернии». Вскоре обитель была закртыта.

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, фото 1936 года

Храмы и строения монастыря были разрушены в конце 30-х годов. На фотографии 1936 года Никольский собор, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Настоятельский корпус и другие строения монастыря ещё не разрушены. В 1930-е годы были полностью разрушены колокольня и церковь Иоанна Предтечи.

В 1947 году Студенты и аспиранты МАРХИ с научной целью посетили Антониев монастырь и сделали подробные обмеры (планы, фасады и разрезы) уже частично разрушенного Никольского собора. В 1948 году старший инспектор по охране памятников Н. А. Барулин обследовал остатки монастырского комплекса и впервые составил план, на котором были показаны уцелевшие, полуразрушенные и полностью исчезнувшие постройки монастыря.

В 1960 году Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь Постановлением Совета Министров РСФСР как архитектурный объект был взят под охрану государства.

В конце 1960-х годов на Никольском соборе проведены первые консервационные работы.

В 1991 году состоялось первое археологическое исследование территории монастыря экспедицией кандидатов искусствоведения Валентин Булкина (СПбГУ) и Алексея Салимова (ТФ ГАСК); вышла в свет статья Всеволод Выголова «Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.)», благодаря которой Никольский собор был окончательно введен в историю отечественной архитектуры как уникальный памятник русского зодчества.

Современность

В 2005 году был установлен поклонный крест на территории Николаевского Антониева монастыря. Настоятелем Николо-Кладбищенской церкви города Красный Холм священником Василием Симорой возобновлена традиция крестного хода из города к обители преподобного Антония Краснохолмского.

В 2010 году митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник) принял решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.

В августе 2013 года по благословению епископа Бежецкого и Весьегонского Филарета Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев).

В мае 2014 года Антониев монастырь был передан Русской Православной Церкви.

В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах.

Архитектура

Пост о заброшенном монастыре, что располагался когда-то в Бежецком верху Новгородской губернии, а ныне это Краснохолмский
район Тверской области . Именно здесь, на границе посёлка Красный Холм (в прошлом Спас на Холму), вдоль берега реки Могочи, находится одна из древнейших обителей Руси - Краснохолмский Антониев монастырь, основанный в середине XV века.
На территории монастыря сохранилось множество уникальных строений:
- белокаменный собор - одно из древнейших (532 года) сооружений, сохранившихся на территории Тверской области;
- церковь над Святыми воротами 1690 года постройки;
- братские, настоятельные корпуса и даже башня 300-летней давности.

Основана обитель аж в XV веке - «по воле Великого, в Троице славимого Бога, лета от сотворения мира 6968 (1461 по Р.Х.)».
Основатель монастыря старец Антоний - подвижник преп. Кирилла Белозерского (особое течение в монашестве той эпохи
- заволжское старчество). В Кирилло-Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей,
что ставит наш монастырь в ряд с известнейшими монастырями тех лет: Соловецким, Ферапонтовым, Александро-Ошевенским.

Никольский белокаменный собор (1481- 1493 года)

Всего три стены, но зато возрастом в 532 года.

Ранее собор выглядел таким образом.

Каждую стену украшают такие вот килевидные красивые порталы.

Фрагмент портала - полуколонки.

А внутри этих стен дожила первоначальная роспись стен. Поверх которой была другая.
Заходим в собор через подготовленную ступенчатую лесенку...

И рассматриваем плохочитаемые росписи.
Хорошо лишь виден в левом верхнем углу силуэт Серафима.

По оконному проёму можно судить о мощности стен собора.

Это ещё один портальчик с сохранившимся над входом ликом.

А вокруг этого собора разбросаны старинные надгробные плиты с письменами.

Что ж, перейдём к другим достопримечательностям.
Надвратная Вознесенская церковь.

Построена в 1690 году над Святыми воротами, что вели в монастырь.

Эту церковь соединяли с Малым братским корпусом крепостные стены (не сохранились).
Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697 гг.)

Какой вид из под ворот - ляпота!

Большинство построек монастыря обильно декорированы в стиле московского "узорочья", из тесаного кирпича
с редкими вставками белокаменных деталей.
Фрагменты этого орнамента.

Над декором окошек расстарались особенно.

Оставим позади это строение и пройдёмся до башни и настоятельских корпусов.

Сохранилась единственная северо-восточная башня, 1697 года постройки.

Дверной проём в настоятельские кельи.

А это вид на Братский корпус и настоятельские кельи (1748 г.)

Вид на монастырь с высоты птичьего полёта (макет).

Вообще история у монастыря очень богатая.
Смутные времена не обошли стороной и эту обитель. Ни раз она завоёвывалась и разорялась поляками,
литовцами и вольными разбойниками и даже казаками-донцами. Конец разбоям положили Минин и Пожарский,
всего лишь дойдя до Ярославля, но и этого хватило, чтобы черкасы и литовские люди отступили.
Последнее нападение было в 1614 году, из-за Онеги пришли черкесы и "разные воры",
но в нашем монастыре уже поместились стрельцы под начальством сотника Тимашева.

В годы своего расцвета монастырю принадлежало 614 дворов и 4620 душ крестьян (на 1710 год).
В 1764 г. же по указу Екатерины II последовало отобрание у монастырей вотчин, был включен в число штатных
монастырей второго класса. Число братии по штату этого класса было положено 17 человек.
К 1918 году в обители, включая настоятеля, было всего 12 монахов и четыре послушника...