Тот самый храм в гагине открыт

Храмовый комплекс XVIII-XIX вв. в селе Гагино образован двумя церквями: холодной Казанской и предшествующей по времени теплой Спасской. Здания кирпичные; одно оштукатурено, другое покрыто обмазкой, его профили выполнены из белого камня.

Наиболее примечательна по архитектуре Спасская церковь стиля барокко, выстроенная по заказу владельца села В.И.Чулкова, очевидно, в 1760-х гг. Несмотря на утрату важных элементов композиции - главы, колокольни и юго-западного придела, - памятник сохраняет своеобразие благодаря необычной внутренней структуре. Низкий удлиненный, ныне шестистолпный храм с неравномерным шагом опор перекрыт крестовыми и коробовыми сводами равной высоты. Ряд признаков позволяет предположить, что средние столбы заменили собой стену, первоначально отделявшую храм от трапезной. Основная ячейка последней выделена в пространстве большей глубиной и поперечно ориентированным сводом. Столбы в трапезной служили опорами для стоявшей над ней колокольни. Над восточной частью здания поднималась небольшая глава, позже замененная куполом. Разделенные пилястрами соответственно внутренним членениям, кренованные, фасады украшены рамами оконных обрамлений и развитым антаблементом дробного рисунка. В совокупности с криволинейной поверхностью восточной стены эти элементы создают на фасадах богатую игру светотени, усиливающую пластику архитектурных форм.

Интерьер скромно отделан штукатурными тягами и картушами на сводах; живопись в клеймах, иконостас и утварь утрачены, Пол из метлахских плиток. В окнах - кованые крестчатые решетки.

Казанская церковь сооружена в 1845 г. на средства Е.В. Барбашевой и А.В. Спечевой в переходных формах от классицизма к эклектике. От развитого храмового объема сохранилась лишь центральная часть в виде четырех пилонов, поддерживающих массивный световой барабан с луковичным покрытием. В куполе имеются фрагменты масляной живописи.

Во второй половине XVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитровской церкви была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. На куполе церкви стоял позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. От церкви пошло третье название села - Спасское-Гагино. Рядом с церковью построили каменную колокольню с медной главой и медным крестом. В 1845 году рядом со Спасской была сооружена другая каменная церковь с тремя приделами: Казанской Богоматери, Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы. В ее приходе значились деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово.



Церковь Казанской иконы Божией Матери - одна из интересных исторических достопримечательностей Сергиево-Посадского района. Село Гагино, в котором она находится, впервые было упомянуто в документах под 1623-24 гг. как старинная вотчина стольника князя Степана Ивановича Велико-Гагина под названием «Стан, Погост тож». В это время в селе действовала деревянная клетская Дмитровская церковь, выстроенная вотчинником. Не позднее 1628 г. село стало именоваться, по владельцу, Гагиным. Последний представитель рода Гагиных умер в 1722 году.

В правление императрицы Елизаветы Петровны половина села была пожалована генералу-аншефу Василию Ивановичу Чулкову (1709-1775). В 1760-х гг. он построил вместо деревянной церкви каменный храм в честь Всемилостивого Спаса. В 1811 г. в храме был освящен придел великомученика Димитрия Солунского (со временем был упразднен). По церкви село стало называться Спасское-Гагино. У храма находились могилы прежних вотчинников, помещиков Чулковых, Щербатовых (владельцев другой части села). Храм в советское время был закрыт и сильно пострадал.

В 1845 г. рядом со Спасской церковью возвели второй каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Средства на его строительство пожертвовала местная помещица Екатерина Васильевна Барбашева, урожденная Чулкова. В этой церкви было устроено еще два престола: в честь великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы «Пятницы». В 1898 г. здесь венчались знаменитый русский певец Федор Шаляпин и итальянская балерина Иола Торнаги.

За советское время церковные здания сильно разрушились. Спасскую церковь использовали под склад химических удобрений, от нее остались только остатки стен. От Казанского храма, разобранного на кирпич, осталась лишь ротонда. Гагино тоже пришло в упадок: сегодня в нем всего несколько дворов, тогда как в XIX веке здесь числилось более 40 ревизских душ, к приходу относилось несколько сел и деревень.

В 1998 г. при Казанской церкви была образована православная община, а в 2002 г. настоятелем, по совмещению, был назначен священник Николай Ляхов. 6 августа 2004 г. отмечалось 106 лет со дня бракосочетания «крестьянина Федора Иоанновича Шаляпина православного вероисповедания …и итальянской подданной» (цитата из метрической книги). По инициативе директора Московского центра «Сельская церковь» С.А. Мельниковой Большой театр России выделил крупную денежную сумму на восстановление памятника архитектуры - Казанской церкви. Центральный купол был полностью восстановлен и покрыт медью. В 2005 г. Казанской церкви исполнилось 160 лет. По случаю юбилея 16 апреля 2005 г. благочинный церквей Сергиево-Посадского округа игумен Иоанн (Самойлов) освятил крест, который затем подняли на купол храма.

Село Гагино

Гагино - деревня в сельском поселении Березняковское Сергиево-Посадского района Московской области. Население - 1 чел. (2010).
«Село Гагино находится в , в третьем благочинническом округе; отстоит от губернского города в 140 верст. и от своего уездного в 20 верст.; стоит на р. Кондровке - притоке р. Каменки, впадающей в р. Мологчу, а эта впадает в р. Шерну, составляющую притоки, р. Клязьмы».

Местность, занимаемая селами: Гагиным, Никульским, Исаковым и Слотиным и их приходами, была в древней Руси по актам и документам XV века в пределах Московского великого княжества, тянула к Залесскому Переславлю и именовалась Кинела (Кинельская волость или Кинельский стан), так великий Князь Московский Василий Дмитриевич ее завещал в 1410 г. своею духовною граматой жене своей Софье Витовтовне: «княгине моей из Переславля Кинела»; а великая княгиня Софья Витовтовна (в иночестве Евфросиния) завещала в 1453 г. своею духовной грамотой: «к святой Живоначальной Троице в Сергиев монастырь даю села Кинельские Чечевкино да Слотино и иныя все свои села Кинельския»...
В 1462 году великий князь Василий Васильевич Темный завещал сыну моему Борису, князю Волоцкому, «в Кинеле Суровцово да Тимофеевское да Микульское». Под именем села Тимофеевского нужно разуметь нынешнее село Гагино, потому что последнее название появляется только в документах XVIII века; в 1769 году о Тимофеевском сказано «Гагино-тож»: деревня же Суровцово сохранила свое название и доселе.
С начала XVI века Гагино с деревнями перешло во владение князей Гагиных или Велико-Гагиных, от коих п получило свое название: в роде этих князей село и оставалось до 1725 года. Писцовые книги 1628 и 1829 годов так отпивают вотчину Велико-Гагиных: «село Стан (т.е. место остановки волостелей во время объезда ими Кинельской волости) да к нему ж припущено в пашню сельцо Тимофеевское, пашня паханые церковные середние земли 3 четверти да перелогу и лесом поросло 7 четвертей в поле, сена 8 копен; да вотчинниковы пашни паханые середние земли 50 четвертей да перелогу и лесом поросло 96 четверт. в поле, сена 30 копен: деревня Истоминская на реке на Вздериноге, а в ней пашни паханые крестьянские середние земли 4 четверти да перелогу и лесом поросло 20 четвертей в поле, сена 150 копен; деревня Путятина на Суходоле, а в ней пашни середние земли 5 четвертей да перелогу и лесом поросло 15 четвертей в поле, сена 18 копен: деревня Яковлева, а в ней пашни середние земли 6 четвертей да перелогу и лесом поросло 50 четвертей в поле, сена 39 копен: деревня Шейна, а в ней пашни середние земли 2 четверти да перелогу и лесом поросло 8 четвертей в поле, сена 20 копен, лесу непашенного 8 десятины; деревня Суровцова вверх речки Молохчи, а в ней пашни середние земли 10 четвертей да перелогу и лесом поросло 4 четверти в поле, сена 25 копен, лесу непашенного 5 десятин, а всего - земли церковные 10 четвертей и 8 копен, вотчинниковы 146 четвертей и 30 копен, и крестьянские 124 четверти, 243 копны и 8 десятин».
В 1722 году со смертью князя Николая Ивановича Гагина пресекся род князей Гагиных в в 1725 году Государь Император Петр I указал: «отписныя по смерти князя Ивана Велико-Гагина жены вдовы Авдотьи деревни приписать в ведение к госпиталю». В царствование же Императрицы Елизаветы Петровны эта вотчина была пожалована ее любимцу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову. Другая половина Гагинского прихода находилась в то время во владении генерал-поручика князя Федора Федоровича Щербатова. Во время генерального межевания в 1775 году Гагино с деревнями значится в общем владении обоих помещиков и замежевано одною окружною межою. По смерти Чулкова и князя Щербатова имение последовательно переходило к их потомкам.

Первоначальные сведения о существовании церкви в Гагине относятся к началу XVII века. В патриарших окладных книгах 1628 г. значится: «в селе Тимофеевском церковь Дмитрея Селунскаго.... дани два алтына с полуденьгою, десятильничьих в заезда три алтына». Это село Тимофеевское называется вотчиной князя Степана Велико-Гагина, следовательно тоже, что и Гагино. В 1654 г. церковь платила дани 2 рубля 3 деньги.
В 1700 г. эта церковь была перестроена по какому-то случаю и освящена также во имя св. в.-мученика Димитрия Солунского; антиминс для новой церкви взял в Москве «тоя ж церкви поп Михайла».
Вместо этой деревянной церкви во второй половине XVIII столетия помещиком Василием Ивановичем Чулковым построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса с приделом во имя в.-мучен. Димитрия Солунского. Придел этот с разрешения Преосвящ. Парфения, архиепископа Владимирского, упразднен, так что ныне в Спасской церкви один престол. Крест: на главе железный позолоченный четвероконечный с короною вверху и полулунием внизу.
Колокольня соединена с церковью, на ней глава медная, крест медный с короною. На одном из колоколов сохранялась надпись: «1769 года марта и 14 день Переславскаго уезда Залеескаго в село Тимофеевское Гагино тож к церкви Всемилостиваго Спаса сей колокол лит усердием действительнаго камергера и кавалера Василия Ивановича Чулкова».
Вид церкви снаружи продолговатый, алтарь полукруглый; трапеза с настоящею церковью под одним сводом. Предалтарный иконостас старого устройства прямой с тяблами в двух ярусах; царские двери резные искуссной работы, внизу на них неизвестные по имени два святителя, вырезанные молящимися на коленях.
В иконостасе против правого клироса образ Божией Матери всех скорбящих радости старинного письма, на нем риза серебряная; по правую сторону царских врат образ «Нерукотворенного Спаса» греческого письма, на нем риза серебряная позолочена чеканной работы, венец также серебряный вызолоченный с драгоценными камнями; внизу иконы греческая надпись; по левую сторону образ «Божией Матери Знамения» в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы старинного греческого письма, на нем по бокам угодники: пр. Никита Столпник, праведная Елизавета, Алексий Божий человек, Козьма и Дамиан; против левого клироса образ Божией Матери в сребропозлащенной ризе с таковым же венцом старинного греческого письма, вокруг венца греческая надпись. Перед означенными иконами лампады висящие серебряные.
За левым клиросом у столба в киоте образ «Тихвинской Божией Матери» в серебряной вызолоченной ризе чеканной работы, убрус на золотом глазете вынизан жемчугом с драгоценными камеями, у Предвечного младенца цата по золотому же глазету вынизана средним жемчугом; образ этот замечателен по древности, местно чтимый прихожанами и окрестными жителями чудотворным.
Кроме Св. икон в церкви еще замечательны следующие священные предметы:
1) Напрестольный крест серебряно-вызолоченный чеканной работы, в нем до 70 частиц св. мощей разных угодников, часть дуба Мамврийского, часть от яслей Господних и часть камня, на котором почивал св. пророк Даниил, земля святых мест; на этом кресте вырезано: «сие здание Василия Ивановича Чулкова, весу в нем 6 фунтов, 1745 года».
2) Небольшой серебряно-позолоченный футлярчик в виде коробочки, в котором вложена по размеру коробочки кипарисовая доска и в ней врезано место для девяти частиц мощей разных святых, а в коробочке записка старинного письма: «Высокопревосходительный Господин Василий Иванович Милостивый Государь мой; послал я вам, государь мой, серебряную коробочку и в ней святыя мощи от обители великаго Златоуста за ваши милостивые по обители труды, а сам я не посмел без позволения Св. Синода ехать ко дворцу, ко дворцу запрещено духовным. Вашего Высокопревосходительства богомолец Лаврентий архимандрит Златоустовский с братиею».
3) Сосуды - потир, дискос, блюдца и лжица серебряные вызолоченные, весу 8 фунтов; по преданию, они приложены также генералом Чулковым.
4) Евангелие, доски серебряные вызолоченные, в средине Восстание из гроба, а по углам евангелисты серебряные позолочены, на другой стороне свв. в.-муч. Димитрий и мученица Параскева, сделаны из серебра и позолочены, весу в Евангелии 25 фунтов, дано вкладом помещиком П.П. Яковлевым.
В церкви на-право от входа погребено тело генерала и кавалера Василия Ивановича Чулкова; на столбе прибита медная доска, на которой вырезаны следующие стихи:
«Возрите смертные своими днесь очами.
Загладте место вы прежалкими слезами.
Безсмертной славы муж повержен здесь лежит. Молчанья вечнаго приняв спокойный вид.
Закрыв свое лицо отечества любитель.
Императрицы Елизаветы Петровны раб и вернейший служитель.
За многие труды кои назван камергер.
Был Аншев генерал, великой кавалер.
И препровождая жизнь хранил он добродетель.
Для бедных и сирот усердный благодетель.
Он ближних как себя любил и почитал.
С Законом Божиим согласно поступал.

О! смерть презлая смерть, кого ты поражаешь.
Ни на достоинство и славу не взираешь.
И чем в дальния страны стремится человек.
Тем в скорости его ты пресекаешь век.
Какую печаль грусть горечь учинила.
Какою болезнию сердце отяготила.

Однакож выше мер должны мы сожалеть.
За тем, что сами тож принуждены терпеть.
Да будем проливать молитвы повсечастно.
И избегнул чтоб чрез то сей адовых оков. Блаженства вечнаго чтоб сделался причастный.
Да будем помнить мы, что здесь Василий Иванович, лежит Чѵлков.
В 700 году кой от матери рожденный.
В семидесятом же служить определенный.
Но в 1775 году
Похитил и сразил для всех любезный плод.
Четвертаго числа июня показал.
И пополудни во 2 часу жизнь свою скончал».

Кроме этой каменной церкви в Гагине есть другая холодная каменная же церковь; построена она в 1845 г. попечением прихожанки помещицы вдовы капитана Екатерины Васильевны Барбашевой, урожденной Чулковой, на иждивение ее тетки также прихожанки помещицы вдовы капитана Анны Васильевны Спечевой, урожденной Чулковой, которая и погребена под алтарем храма.
1885 г. «Церковь сия прежде не имела купола: глава и крест водружены на кровле, наверху креста корона, под крестом полулуние; при церкви с правой стороны был пристроен придел во имя святого великомученика Дмитрия Солунского и освящен, как видно из грамоты, данной священнику Егору Ферапонтову в 1811 г., коей разрешалось освятить благочинному села Слотина священнику Иакову Богословскому на прежнем антиминсе, а тот антиминс освящен при Императрице Екатерине Алексеевне преосвященным Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским в 1779 году, декабря 27 дня, как видно из надписи на этом антиминсе, теперь возлежащем на престоле придельного храма во имя св. великомученика Дмитрия Солунского у холодной церкви; престол же тот во имя великомученика Дмитрия Солунского был уничтожен прежде, с разрешения преосвященного Парфения, архиепископа Владимирского, и стена заложена и вся церковь сделана под один купол, иконостас в ней резной, царские врата также резные искусной работы, внизу на них, неизвестные по имени два святителя, вырезаны молящимися на коленях. Вид церкви снаружи продолговатый, алтарь полукруглый, крест на главе железный позолоченный без цепей, четвероугольный, над крестом корона в виде венца. Трапеза с настоящей под одним сводом в св. алтаре, престол на столбах. Предъалтарный иконостас старого устройства прямой с тяблами в двух ярусах: в верхнем ярусе дванадесятые праздники, а внизу на правом клиросе образ Божией Матери всех скорбящих «Радости» старинного письма, на нем риза серебряная; по правую сторону царских врат образ Нерукотворенного Спаса греческого письма, на нем риза серебряная позолочена чеканной работы, венец также серебряный позолоченный с драгоценными камнями; по левую сторону образ Божией Матери Знамения в серебряно-позолоченной ризе чеканной работы старинного греческого письма, на нем по бокам Угодники: преп. Никита столпник, праведная Елизавета, Алексий Божий человек и Козьма и Дамиан. На левом клиросе образ Божией Матери в серебро-позлащенной ризе с таковым же венцом, старинного греческого письма, на нем вокруг венца в виде полуциркуля греческая надпись. Перед означенными иконами лампады висящие серебряные. За левым клиросом у столба в киоте образ «Тихвинской Божией Матери» в серебряно-позолоченной ризе чеканной работы, убрус на золотом глазете вынизан жемчугом с драгоценными камнями, у предвечного Младенца цата по золотому же глазету вынизана средним жемчугом; образ этот замечателен по древности, местно чтимый прихожанами и окрестными жителями чудотворным.
Церковь достаточно снабжена ризницей и утварью; в ней особенно замечательны по своей ценности и древности: 1) Напрестольный крест серебряно-позолоченный чеканной работы, в нем до 70 мощей разных Святых, часть дуба Мамврийского, часть от яслей Господних и часть от камня, на котором почивал святой пророк Даниил, земля святых мест; на сем кресте вырезано: «сие здание Василия Ивановича Чулкова, весу в нем 6 фунтов 1745 г.»; 2) небольшой серебряно-позолоченный футлярчик в виде коробочки, в котором вложена по размеру коробочки кипарисная доска и в ней врезано место для девяти частиц мощей разных Святых, а в коробочке под деревянной кипарисной доской хранится на маленьком лоскуточке записка старинного письма следующего содержания: «Высокопревосходительный господин Василий Иванович. Милостивый Государь мой послал я вам, государь мой, серебрянную коробочку и в ней святыя мощи от обители великого Златоуста за ваши милостивые по обители труды, а сам я не посмел без дозволения Святейшаго Синода ехать ко дворцу, ко дворцу запрещено духовным. Вашего Высокопревосходительства богомолец Лаврентий Архимандрит - Златоустовский с братиею». Сосуды в сем храме замечательны по своей ценности; потир, дискос, блюдца, так и лжица серебряные позолоченные, весу в них 8 фунтов, надписей нет; а по преданию известно, что они даны вкладом также генералом Чулковым; паникадило медное литое, евангелие в сребро-позлащенном переплете, в средине восстание из гроба, а по углам евангелисты серебряные позолоченные, на исподней доске св. великомученик Дмитрий и мученица Параскева, сделаны из серебра и позолоченные, весом сие евангелие 25 фунтов, дано вкладом покойным прихожанином - помещиком Павлом Павловичем Яковлевым. - Колокольня соединена с церковью, на ней глава медная, крест медный с короною, на большом ее колоколе вырезано: «сей колокол вылит весом 130 пуд Александровской округи к церкви Всемилостиваго Спаса с приделом великомученика Дмитрия Селунского в селе Гагине, иждивением блаженной покойной памяти генеральши Дарьи Семеновны, внизу надпись 1827 года, марта 13 дня, во славу живоначальныя нераздельныя Троицы, повелением при Благочестивейшем Государе Императоре Самодержце Николае Павловиче всея России»; на втором колоколе вырезано: «1769 года марта 14 дня Переславского уезда Залесского в село Тимофеевское Гагино тож к церкви Всемилостиваго Спаса, сей колокол лит усердием действительного камергера генерала и кавалера Василия Ивановича Чулкова.
Другая холодная церковь также каменная в честь Казанской Божией Матери, с двумя приделами: по правую сторону придел во имя св. великомученика Дмитрия Солунского; на старом антиминсе, освященном Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским, 1779 года генваря 27 дня, а антиминс этот из упраздненного соименного придела Спасской церкви, а по левую сторону придел св. мученицы Параскевы, нареченной «Пятницы». Антиминс в нем на престоле освящен преосвященным Иустином, епископом Владимирским, 1856 года сентября 7 дня, а в настоящей в честь Казанской Божией Матери - антиминс освящен преосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским, 1871 года, июня 6 дня. Эта церковь построена в 1845 году, попечением прихожанки помещицы вдовы капитана Екатерины Васильевны Барбашевой, урожденной Чулковой, на иждивение своей тетки также прихожанки, помещицы вдовы капитана Анны Васильевны Спечевой, урожденной Чулковой заложившей этот храм и погребенной под его алтарем. Особенно замечательного в ней по древности или ценности не имеется; иконы все нового письма, ризы на них все серебряные. Около церквей погребены из рода Чулковых и на имеющихся над ними памятниках значатся: 1) Василий Васильевич Чулков, 2) Его сестра Ольга Васильевна девица, 3) Сестра Анна Васильевна, но муже Спечева, погребена под алтарем холодной Казанской церкви и 4) Племянница их Ольга Васильевна по 1 мужу Зезевитова, а по 2 мужу Писемская, погребена рядом с теткою своею Ольгою Васильевной Чулковой. Против алтаря холодной Казанской церкви два белых надгробных камня (в виде саркофага) с начертаниями, трудно разбираемыми для прочтения и догадываться можно, что составляют надгробия князей. Beлико-Гагиных или князей Щербатовых. В селениях, приписных к сей церкви, имеются две часовни: 1) В сельце Дивове каменная в честь пророка Илии, построена прихожанкой - помещицей Елизаветой Васильевной Яковлевой в 1856 году, на место ветхой деревянной, построенной издавна в честь тогож пророка Илии, а по какому случаю не известно и 2) В сельце Яковлеве деревянная, в честь же пророка Илии, построена прихожанами того сельца - помещиками Чулковыми, а по какому случаю тоже не известно.
В состав прихода входят, кроме села Гагина, в коем 10 дворов, следующие селения: дер. Гальнево, сельцо Дивово, д. Терпигорево, д. Сыровцово, д. Истомино, д. Шеино, сельцо Яковлево, д. Путятино и дача Отрада, расположенная от села на расстоянии не более трех верст. Прихожан за 1885 г. числилось 442 муж. и 492 ж. пола душ. Прихожане - преимущественно крестьяне и занимаются, кроме земледелия, возкой дров и, по близости их поселения от фабрик и заводов уезда и от г. Александрова и Сергиева посада, а равно и Ярославской железной дороги, имеют отхожий промысел. Раскольников в приходе нет.
Причта по штату назначено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Александр Чижев, который священствует с 1868 г. и имеет набедренник.
При сей церкви земли: под селением священно церковнослужителей 3 дес., пашни 30 д., покосу 2 д., под водами 3 д. 575 кв. саж.; а всего церковной земли 38 д. 575 кв. с., на которую особого плана не имеется, а значится она в плане приходского владельца Николая П. Яковлева; сею землею владеет причт сам, лесных дач нет. Дома у причта собственные, на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не получается, а получается им всего в год до 500 руб.».

Престолов в этой церкви три: 1) в честь Казанской Божией Матери (антиминс освящен преосвящ. Антонием, архиепископом Владимирским 1871 года); 2) во имя св. в.-мучен. Димитрия Солунского (антиминс освящен Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским в 1779 году, перенесен из упраздненного одноименного придела Спасской церкви) и 3) в честь св. мученицы Параскевы, нареченной «Пятницы» (антиминс освящен преосвящ. Иустином, епископом Владимирским, в 1856 году).
Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно замечательного в ней по древности и ценности не имеется; иконы все нового письма, ризы на них серебряные.
Вблизи церквей погребены некоторые представители рода Чулковых; против алтаря Казанской церкви два белых надгробных камня с надписями, трудными для прочтения; можно предполагать, что это надгробие князей Велико-Гагиных или Щербатовых.
В селениях, приписанных к Гагину, имеются две часовни: 1) в сельце Дивове каменная в честь пророка Илии, построена помещицей Е.В. Яковлевой в 1856 г. на место ветхой деревянной, построенной издавна в честь того же прор. Илии, а по какому мучаю, неизвестно; 2) в сельце Яковлеве деревянная в честь пр. Илии, построена помещиками Чулковыми, а по какому случаю, тоже неизвестно.
Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание его получалось: а) от требоисправлений и служб до 408 руб. в год; б) от сбора рожью и овсом 40 р.; в) от земли 40 руб. и г) процентов с причтового капитала 16 руб. 36 коп., а всего 504 руб. 36 коп. Дома у причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: пахотной 30 де с., сенокосной 2 дес. и усадебной 1 дес.. под ручьями и водороинами 2 дес.: особого плана на землю не было, а значилась она в плане земли помещика Н.П. Яковлева.
Приход состоял из села Гагина, сельца Дивова (в 2 вер. от церкви) и деревень: Гальнева (2 вер.), Терпигорева (2 вер.), Сыропцева (3 ½ вер Местное предание повествует, что здесь когда то была деревянная церковь во имя св. Троицы, почему в этой деревне и бывает, богомолье в Троицын день; по преданию, и икона запрестольная Божией Матери, имеющаяся в Спасской села Гагина церкви перенесена из того храма; храм же тот разорен во время нашествия Поляков. Записей о сем никаких не сохранилось.), Истомина (1 вер.), Шеина (2 ½ вер.), Яковлева (1/4 вер.) и Путятина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 434 души муж. пола и 466 женского; все православные.

В селе Гагине было народное училище, содержится на средства земства; учащихся в 1892-93 учебном году было 40.

Не в дальнем расстояния от села Гагина находится гора именем Волкуша; на этой горе в конце 1609 года во время осад Сергиевой лавры Поляками и Литовцами было кровопролитное сражение Русских с Поляками под предводительством Валуева и князя Михаила Скопина- Шуйского. Есть сказание, что в 1611 году 16 августа Троицкий архимандрит Дионисий на горе Волкуше, совершив молебствие, благословил Русское воинство на брань с Поляками.
При сельце Яковлеве в приходе села Гагина помещицей Екатериной Васильевной Барбашевой (урожденной Чулковой) устроена в память ее мужа и сына богадельня, которая по утвержденному для нее уставу называется «Барбашевский богаделенный дом».

Устройство и освящение Барбашевского Богаделенного дома в Александровском уезде

Барбашевский Богаделенный Дом устроен помещицей Екатериной Васильевной Кондратьевой-Барбашевой, в своем родовом имении - в сельце Яковлеве Александровского уезда, для призрения бесприютных вдов и сирот всякого звания.
Почтеннейшая старица Екатерина Васильевна владеет богатыми средствами, которые, при скромной ее, истинно-христианской, жизни и по благословению Божию, растут и посвящаются ею на благотворение ближнему и во славу Божию. Еще несколько лет назад, Екатерина Васильевна, в селе Гагине устроила, при церкви Всемилостивого Спаса, другой прекрасный каменный храм, во имя Божией Матери, в честь ев. иконы Ея Казанской, - снабдивши его богатой утварью. Храм этот мог бы быть украшением любого города и, по своей светлости и богатству утвари, заслуживает особенного слова. Кроме главного Алтаря, в нем два в ряд придела, - на правой стороне - во имя св. великомученика Димитрия Солунского, а на левой - во имя св. мученицы Параскевы. Эти две иконы, более двух аршин в вышину, украшены серебряными ризами с отволоченными венцами, - в которых много драгоценных камней. Кроме того в сребропослащенном напрестольном кресте заключается более 70 частиц св. мощей. Святыня эта приложена в храм села Гагина предком г-жи Барбашевой, генералом Чулковым, - а ризы на все св. иконы возложены сребропозлащенныя Екатериной Васильевной. При двух этих храмах, было очень желательно храмоздательнице устроить и богадельню, - что было бы и весьма прилично; но жители села Гагина воспротивились желанию Екатерины Васильевны, - пожалевши дать на то несколько сажен земли. Отказ этот, впрочем, не охладил в Екатерине Васильевне христианского рвения на благотворение ближнему; в своей усадьбе, вблизи своего дома, она устроила дом призрения бесприютных; а 9 июля 1872 г., с Архипастырского благословения Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского, освящено близ богадельни основание двух-этажного каменного храма, во имя св. великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Екатерины.
Екатерина Васильевна, впоследствии времени, предполагает устроить при богадельне лечебницу для приходящих больных и школу для детей обоего пола и, в конце всего, завершить свою благотворительность устроением обители.
К освящению Богадельни приглашен был ведомственный Благочинный, села Новинок священник Иоанн Успенский, - который, прибывши к 6-ти часам вечера 2 января, перед храмовой иконой Спасителя и местно-чтимою Тихвинскою иконою Божией Матери, совершил в Богадельне всенощное бдение, в сослужении приходского священника села Гагина Иоанна Златоустова и приглашенного Г-жей Барбашевой священника села Алексина Александровского уезда, Стефана Смирнова и двоих сельских диаконов.
После бдения, по желанию Г-жи Барбашевой, совершена была панихида об упокоении бояр: Димитрия и Василия и прочих ее сродников.
3-го Января Божественная Литургия началась в десять часов, и Благочинным совершена была с помянутыми духовными лицами - соборне. На ней воспоминалось имя Высокопреосвященнейшего Попечителя Богадельни, Исидора Митрополита Новгородского и С.-Петербургского (Богадельня состоит в ведении Императорского Человеколюбивого Общества, от которого имеет и Устав.). По заамвоииой молитве Благочинный произнес слово о видах христианского благотворения. После Божественной Литургии и служившие и молившиеся в храме села Гагина отправились в Богадельню, отстоящую от церкви в полуторе версте.
Здесь, перед началом водоосвящения, - когда собрались в Богадельну все приглашенные Г-жей Барбашевой, лица и прихожане - и когда призреваемые старицы и сироты заняли в зале указанные им места, ближайшие к священнослужителям - Благочинный произнес речь, в которой объяснил важность благотворения Г-жи Барбашевой через устроение Богаделенного, для призрения вдов и сирот всякого звания, дома, удостоенного Августейшего покровительства Государыни Цесаревны и принятого Императорским Человеколюбивым Обществом под свое попечительство. За сим приступлено было к водоосвящению, по окончании которого, все здание Богадельни было окроплено освященною водою и Благочинным устно прочтена была молитва ко Христу Спасителю, положенная на благословение нового дома. За сим возглашено было многолетие: Государю Императору, Государыне Императрице, Госудырю Наследнику Цесаревичу и Покровительнице Богадельни Государыне Цесаревне и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Попечителю Богадельни Высокопреосвященнейшему Исидору, Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому и Господину нашему Высокопреосвященнейшему и наконец учредительнице Богадельни, боярыне Екатерине.
После сего, присутствовавшие при Богослужении останавливались перед Фотографическим портретом Высокой Покровительницы Богадельни Государыни Цесаревны, присланным учредительнице от имени Ея Высочества, и осматривали Богадельню.
В четыре часа, в доме Г-жи Барбашевой, и служившим и присутствовавшим при Богослужении, почетным лицам предложен был роскошный обед, за которым, в свое время, сыном учредительницы - Г. Барбашевым предложен был тост за здоровье Высокой Покровительницы, Государыни Цесаревны, который был сопровождаем единодушным Ура! Потом провозглашен был тост за здоровье учредительницы Богадельни и наконец - помощницы ее - Надежды Васильевны Есиповой.
После описания торжества освящения, не излишне сказать несколько слов о самой Богадельни и привести несколько параграфов из ее устава, относящихся до поступающих в Богадельню. Богадельня - это каменный трехэтажный дом, новейшей архитектуры. В верхнем и среднем - этажах очень удобно и просторно устроены четыре залы, для помещения 40 и более призреваемых, с комнатою для надзирательницы, и теплыми коридорами. Отделка во всем чистая и обстановка приличная и удобная. В нижнем этаже помещена кухня и духовая печь, для нагревания всех комнат, - от чего во всем доме (разделенном коридорами на две половины), и тепло и сухо. Там же помещаются и подвалы, для хранения всяких запасов.
В настоящее время (1873 г.), в доме призрения помещено 12 лиц, в том числе 1 дворянка.
В обеспечение Богадельни, внесено Г-жей Барбашевой в Государственные Кредитные учреждения более 80000 р. сер., а устроение стоило ей - 35000 р. с.; на обеспечение священника и псаломщика, через наше епархиальное начальство, уже внесено ею - 10000 руб. с., равно готовы средства на устроение храма, лечебницы для приходящих, школы для детей обоего пола и - самой обители, - с полным во всем обеспечением. Г-жа Барбашева, принятое ею на себя дело благотворения совершает неспешно, под собственным своим наблюдением, - но на прочных началах. Дай Бог, для нашего трудного времени, побольше таких благотворительниц!
В нашей, как и во всякой, местности есть личности всякого звания, истинно нуждающиеся в призрении. Г-жа Барбашева, живя постоянно в своем имении, подметила эту нужду, и с истинно христианским участием помогает ей. Дай Бог ей жизни, для продолжения начатого ею дела Божия! Благословение призреваемых будет воодушевлять ее в подвиге и дальнейшего делания и поможет совершить задуманное!

Поступление в Богадельню и жизнь в ней устав определяет следующими §§:
§ 7. В Богадельню принимаются престарелые и убогие женщины всякого звания. Комплект призреваемых, на первый раз, определяется в 40 человек; но это число, если позволят денежные средства и помещение, может быт, с разрешения Совета Императорского Человеколюбивого Общества, увеличено.
§ 8. В Богадельный дом принимаются, кроме штатных призренниц, пансионерки, сколько окажется возможным помещению, с платою за содержание и на первоначальное обзаведение, количество которого определяется Комитетом Богадельни.
§ 33. Принимаются в Богадельню женщины престарелые и убогие всех сословий, по надлежащем удостоверении, что они находятся в крайней бедности и не в состоянии снискивать себе пропитание трудами.
§ 34. Желающие поступить в Богадельню представляют в Комитет свои виды и выданные от общества или полиции свидетельства о бедности.
§ 35. Просьбы о призрении по мере поступления, записываются в особый кандидатский список. Кандидатки принимаются в Богадельню по старшинству, при чем исключения из этого правила делаются Комитетом только в экстренных случаях.
§ 36. Вновь поступающим в Богадельню производится врачебный осмотр и те из них, кои окажутся одержимыми прилипчивыми болезнями или умопомешательством, не принимаются - последние вовсе, а первые до выздоровления.
§ 37. Призреваемые, помещаясь в Богадельне, пользуются от нее полным содержанием и в случае болезни лекарствами.
§ 38. Пища призреваемых состоит ежедневно из двух сытных блюд в обед и ужин. В праздничные дни прибавляется пирог. В предупреждение жалоб со стороны призреваемых, смотрительница составляет на всякий месяц расписание кушанью, которое каждый раз утверждается Комитетом.
§ 40. Призреваемые находятся в полном послушании у смотрительницы и надзирательниц. Они обязаны вести себя благопристойно, соблюдать чистоту и опрятность, как в одежде, так и в занимаемых помещениях; сохранять все принадлежащие заведению вещи, убирать и мыть свои комнаты, оправлять постели, отнюдь не требуя содействия прислуги в том, что может быть исправлено самими, при взаимной помощи.
§ 41. Каждый день призреваемые начинают и оканчивают молитвою, которая читается ими по очереди, равным образом совершается молитва перед обедом и ужином и после оных. Накануне праздников и в праздничные дни призреваемые должны ходить в церковь. Все они говеют в великий пост, а по желанию и в прочие посты.
§ 42. В дни рождения и ангела учредительницы Богадельни, в церкви оной совершается молебен; после же ее кончины, в те же дни служится панихида.
§ 43. Здоровые призреваемые должны обедать в общей столовой, больным же и слабым пища подается особо.
§ 44. Призреваемые не должны просить милостыню ни на улицах, ни у посетителей Богадельни, вообще же они обязаны соблюдать в точности установленные для них правила, в случае нарушения коих, они, по представлению смотрительницы, исключаются, с разрешения Комитета из Богадельни.
§ 45. Призреваемым не только не воспрещается заниматься работою, не нарушая общего спокойствия и опрятности; но начальство Богадельни, имея в виду, что праздность вредна во всяком возрасте, обязано с своей стороны всеми средствами поощрять их к труду и содействовать к доставлению им рукоделий по их силам и знанию. Зарабатываемые деньги призреваемые употребляют в свою пользу, они имеют также право располагать и собственным своим имуществом, как принесенным с собою в Богадельню, так и в ней приобретенным.
§ 46. Призреваемые не должны отлучаться из Богадельни без разрешения смотрительницы, которая выдает им билет, не далее впрочем как на 8 дней. Отпуск на более продолжительный срок разрешается Комитетом.
§ 47. Увольнение в отпуск к родственникам и знакомым разрешается только призреваемым безукоризненного поведения и пользующимся достаточными Физическими силами.
§ 48. Заболевающие призренницы пользуются медицинским пособием.
§ 49. Призреваемые увольняются вовсе из Богадельни за предосудительные поступки, или же по собственному желанию их, если они найдут приют у родственников или у благотворителей; но не для бродяжнической жизни. В последнем случае Комитет должен разъяснить призреваемым порочность бродяжничества воспрещенного законом.
§ 50. Посещение Богадельни посторонними лицами дозволяется в назначенные Комитетом дни и часы; о чем объявления выставляются на наружных дверях Богадельни.
§ 51. Посетителям запрещается приносить в Богадельню крепкие напитки, а равно покупать у призреваемых вещи и припасы принадлежащие Богадельне. Нарушители сего правила лишаются права входа в Богадельню.
§ 52. Относительно имущества, оставшегося после умерших призренниц, Комитет руководствуется правилами, установленными законом для благотворительных учреждении ведомства Императорского Человеколюбивого Общества.
§ 53. Паспорта и другие документы умерших возвращаются по принадлежности.

Речь перед освящением Богаделенного дома

В доме милосердия прилично быть и слову о милосердии. Смиренная раба божия, боярыня Екатерина, предавшись всецело христианскому благочестию, христианское свое настроение выражает в устроении благодетельного приюта, для бесприютных вдов и сирот,- и задуманному ей делу христианского милосердия, в сем приюте полагается начало, имеющее, при помощи Божией, развиваться и укрепляться, и - подобно зерну горушичну - возрасти в древо великое. Уже приступлено к сооружению храма, - за тем, в недалеком будущем, имеет устроиться лечебница для приходящих, школа для детей обоего пола, и наконец, если Господу будет угодно, совершится и иноческая обитель.
Не будем раскрывать того, как родилась и как созревала святая мысль о милосердии в душе благотворительницы, - поопасемся нарушить ее глубокое, христианское смирение. Но всем и каждому ясно, что в начатом и сделанном ею уже отражается свет благословения Божия. Да пребудет сей свет на делании благотворительницы в славу Божию и на пользу ближнего, до самого окончания святого дела! Да позволено будет сказать, что лучи сего благодатного света уже отражаются и в апостольском благословении Высокопреосвящеинейшего Попечителя, Новгородского Владыки, Митрополита Исидора и в Августейшем благоволении к благотворительнице Ея Императорского Высочества, Государыни Цесаревны Марии Феодоровны, соизволившей осчастливить сей приют Высоким Своим покровительством. Дай Бог, чтобы при сих благодатных пособиях, укреплялось и совершалось дело Божие, и сим и дельнейшим духовным деланием услаждалась любвеобильная душа благотворительницы! Дай Бог, чтобы и призреваемые в сем приюте ценили заботу благотворения и признательное чувство к ней свидетельствовали усердной молитвой и хранением взаимного мира!
Призреваемые старицы и сироты! Вас бесприютных в сей богоугодный приют воззвала христианская благотворительность знаемой вами благотворительницы. По милости Божией, она взыскала вас своею милостью. Доселе бесприютные, вы будете обитать в светлом и теплом приюте, - не нуждаясь ни в пище, ни в одежде. Горькая доля ваша миновала навсегда! В доме призрения вы отселе будете призреваемы одною любовью. Но на благодетельствуемых лежит справедливый долг молиться за благодетельницу и хранить взаимный мир. Враг спасения нашего сеет неприязнь особенно там, где видит и добрые отношения и ревность о спасении. Поопаситесь его наветов! - ими он расстраивает и колеблет мир душевный и охлаждает самую заботу о спасении. Приют устроен для спасения от холода и голода, и вместе с тем от греха. Освободившись от первых, освободите себя от последнего. Храните мир в душе и между собою, - молитвенно благословляя благодетельные имена: Высокой Покровительницы, Высокопреосвященного Попечителя и Учредительницы приюта рабы Божией боярыни Екатерины.
Пред Господом сил, благословений и любви вознесем, в открываемом приюте, общую молитву о процветании и преспеянии его, - под благодетельным вниманием учредительницы, под святительским осенением Высокопреосвященнейшего Попечителя, под Высоким благоволением Августейшей Покровительницы и наконец, под благодатным Покровом Небесного Милосердия.
И. У - кий.
С. Новинки
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 5 (1 марта 1873 года)/
При богадельне больница, лечебница для приходящих и школа; состоит богадельня в ведении Императорского человеколюбивого общества и под Августейшим покровительством Государыни Императрицы. В обеспечение богаделенного дома внесено Барбашевой в государственные кредитные учреждения 72000 руб. Земли при ней значится 1 дес.- под огороды и сад и 35 дес. и пустоши Тухановой с покосом, произрастающим на нем лесом для ремонта и отопления зданий Барбашевского дома.
При богадельне в 1879 году той же помещицей Барбашевой устроена каменная с такой же колокольней церковь, двух-этажная.
«Причта при Барбашевской богаделенной церкви положено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священником состоит Павел Воскресенский, который священствует с 1861 г. и награжден скуфьей.
При сей церкви земли назначено: 20 д. из дач храмоздательницы; плана на сию землю нет. Причт помещается в доме, выстроенном для него храмоздательницей. Процентов с капитала получается в год 620 р.; на отопление отпускается от богаделенного дома».
Престолов в церкви два: в нижнем теплом храме во имя си. в.-муч. Екатерины (освящен 21 января 1879 г.), в верхнем холодном во имя св. в.-муч. Димитрия Солунского (освящен в 1884 году).
Утварью, ризницей. Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви есть только 3-я часть метрических книг, копия с которой хранится в целости с 1880 года, исповедные росписи с 1879 года.
Причта при церкви положено священник и псаломщик. На содержание его: 1) внесены в совет Императорского - человеколюбивого общества 10000 рублей, проценты с коего выдаются причту, 2) два непрерывно-доходных билета в 2000 руб. и 350 руб., проценты с коих идут в пользу причта и 3) получается доходов от проскомидии до 40 руб. в год.
Причт помещается в доме, устроенном для него храмоздательницей. Кроме того в пользу его отведено из дач помещицы 20 дес. земли.
При богадельне имеется начальная школа, состоящая в ведении Императорского человеколюбивого общества. Обучалось 20 мальчиков и 3 девочки в 1884 г. Учащихся в 1892-93 учебном году было 27.

С. Гагино.

С Гагино расположено вблизи р. Киниболки. В XV в. здесь была Кинельская волость, которая, как тогда говорили, «тянула» к Переславлю-Залесскому , в конце XIX в. - Рогачёвская волость Александровского уезда Владимирской губернии.

В 1410 г. великий князь Василии Димитриевич (1371-1425), сын Димитрия Донского, завещал волость Кинелу своей жене Софье Витовтовне («княгине моей из Пере-славля Кинела»). Софья Витовтовна в 1453 г. отписала «к святой Жи-воначальнои Троице в Сергиев монастырь даю села Кинельские Чечевкино, да Слотино и иные все свои сёла Кинельские...».

В 1462 г великий князь Московский Василий Васильевич завещал своему сыну Борису Волоцкому волость Кинель, а «в Кинеле Суровцево да Тимофеевское, да Микульское». От Бориса Васильевича Волоцкого (после 1433-1494, изображён на фреске Архангельского собора Московского Кремля, с 1462 г. удельный князь волоцкий, с 1471 г. в браке с Ульяной, дочерью Михаила Дмитриевича, удельного князя холмского) волость в 1477 г. досталась его сыну Фёдору, у которого в 1497 г. её выменял великий князь Московский Иоанн III .

В 1623 г. Гагино - вотчина стольника я Степана Ивановича Велико-Гагина. Ему наследовал сын, окольничий князь Данила Иванович (ум. 1671), после которого владел его сын, комнатный стольник царя Петра I , князь Иван Данилович (убит в бою под Нарвой в 1700 г.). Последним в роду князей Велико-Гагиных был Николай Иванович, в 1722 г. он утонул во время купания. В 1725 г. Петр I указал «отписные по смерти вдовы князя Ивана, Авдотьи, деревни приписать в ведение к госпиталю».

В 1845 г. местной помещицей вдовой капитана Екатериной Васильевной Барбашевой, урождённой Чулковой, и её тёткой Анной Васильевной Спечевой (также урождённая Чулкова, вдова капитана, погребена под алтарём) рядом со Спасской была сооружена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделами Великомученика Димитрия Солунского и Мученицы Параскевы .

У церкви были могилы Чулковых: Василия Васильевича, его сестры Ольги Васильевны, девицы, дочери В.В. Чулкова Ольги Васильевны, по первому мужу Зезевитовой, по второму Писемской.

В 1873 г. образован Гагино-Микульский приход. В нём было 604 ревизские души: в с. Гагино 42, в с. Никульском 73, в деревнях - Дивове 69, Гольневе (ныне Гальневе) 54, Терпигореве 29, Сыропцеве 56, Истомине 85, Яковлеве 67, Шеине 18, Путятине 34, Исакове 6, Федяйкове 23, Митине 22, Коровайкове 26. Спасская церковь в с. Гагино считалась главной, Покровская в с. Никульском - приписной. Причт церковный по штату состоял из 2 священников и 2 псаломщиков.

В 1872 г. настоятелем храмов с. Гагино был священник Иоанн Златоустов, он участвовал в закладке храма в сельце Яковлево. Отцу Иоанну помогал в служении дьячок Иван Цветков. В Покровском храме с. Никульского служили священник Александр Чижев, дьячок Фёдор Тихомиров и пономарь Василий Сокольский (сверх штата).

В 1885 г. причт состоял из священника Александра Чижова и псаломщика.

В советское время Спасский храм был закрыт, разрушены его завершение и колокольня.

В приходе были деревни Яковлево, где Чулковыми была построена деревянная часовня Пророка Илии (разрушена в советское время), Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово, где в 1856 г. помещицей Елизаветой Васильевной Яковлевой построена каменная часовня Пророка Илии (разрушена).

В приходе храма числилось с. Гагино (10 дворов), 6 деревень, 2 сельца и дача Отрада (от села в 3 км). Всех прихожан в 1885 г. было 934 человека.

В писцовых книгах 1628 г. среди вотчин князей Велико-Гагиных, кроме села Тимофеевского (Гагино) названа и деревня «Путятино на суходоле». Впервые она была упомянута ещё раньше, в документах середины XVI в., как деревня Старостино, которой владел князь В.А. Гагин. Путятино расположено у истока р. Карповки, левого притока р. Вондюги. В конце XIX в. в нём была дача Татьяны Спиридоновны Любатович (1859-1932), оперной певицы частного театра Саввы Ивановича Мамонтова, разрушившей его семейную жизнь.

В Путятино большой тесовый дом с флигелями стоял среди огромного запущенного парка, переходящего в лес. Каждое лето у Любатович бывало много гостей, собирался артистический и художественный кружок.

В 1890 г. К.А. Коровин написал её портрет: молодая жизнерадостная хозяйка сидит на подоконнике с книгой в руках, в раскрытое окно виден сад. Она была хорошей знакомой великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина, часто пела вместе с ним. Он жил здесь летом 1898 г. в егерском домике и со своим другом-одногодком С.В. Рахманиновым готовил роль царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов».

В 1898 г. в Спасской церкви Фёдор Шаляпин венчался с балериной, итальянкой Иолой Торнаги.

Дача Любатович, красивейший парк с аллеями и цветниками, зеркальные пруды с рыбой украшали Путятино.

В советское время все постройки усадьбы разрушены, аллеи вырублены, от парка осталось несколько старых дубов и лип. Сохранился только пруд.

Гагино тоже пришло в упадок. у кладбища. От Казанского храма, разобранного на кирпич, осталась только ротонда, опирающаяся на четыре столпа, сильно пострадал и Спасский храм, превращенный в склад удобрений.

В 1998 г. при Казанской церкви образовалась православная община, и началось восстановление храма.

В с. Микульское (Никульское-Головино, Исаково тож) в волости Кинель, упомянутом вместе с Тимофеевским (Гагином) в духовной грамоте великого князя Московского Василия Васильевича, тогда, в 1462 г., была деревянная церковь.

В 1665 г. владельцы села, стольник Иван и стряпчий Пётр Александровичи Аничковы, на новом месте построили церковь Покрова Пресвятой Богородицы .

В XVIII в. стояли уже две деревянных церкви: Покровская и Святителя Николая.

Вторая из них в 1820 г. разобрана при строительстве, на средства помещицы Головиной, каменного храма Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Святителя Николая и Корсунской иконы Божией. Матери.

В 1872 г. деревянный храм Покрова капитально отремонтирован и обращен в тёплый. Он был приписан к храмам с. Гагино. Ныне разрушен, на месте алтаря установлен поклонный крест .

В 1873 г. в Никульском, по хлопотам дворянина титулярного советника Дмитрия Владимировича Головина, была открыта земская школа.

Селение Гагино Бужаниновского сельского административного округа раскинулось вблизи маленькой речушки Киниболки в 12 километрах к северо-востоку от Сергиева Посада . Входило в состав совхоза "Труд". В конце прошлого века оно относилось к Рогачевскои волости Александровского уезда Владимирской губернии. Ездили туда от станции Арсаки на лошадях 10 километров.

Документально селение известно с 1462 года из завещания великого князя Московского Василия Темного. В том месте, где речь шла о благословении шестого сына Бориса, в грамоте значилось: "… да в Берендееве село Ростовцовское с деревнями, да Никульское, да Тимофеевское, ино то его и есть". Речь идет о поселениях в окрестностях Александровой слободы, а указанное Тимофеевское — это первое название Гагино. Но впервые было упомянуто и в документах под 1623/1624 г. как старинная вотчина стольника С. И. Велико-Гагина.

В те времена ежегодно в деревню наезжал с воинами и сборщиками податей княжий волостель-чиновник. Не так далеко, через деревню Стогово проходила большая дорога на Александровскую слободу. Согласно, патриаршим окладным книгам, в 1628 году в деревне Тимофеевской значилась деревянная церковь во имя святого Дмитрия Солунского. С этого времени деревня уже называется селом.

В начале XVI века село вместе с деревнями перешло во владение, к князьям Велико-Гагигым. Русский дворянский род Гагиных вел свое начало тоже с XVI века. Село получило двойное название — "Тимофеевское, Гагино тоже". Название сохранилось до кончины князя Николая Ивановича Гагина в 1772 году. После его смерти род Гагиных пресекся. В округе село стали именовать просто Гагиным.

При правлении императрицы Елизаветы Петровны Гагино было разделено на две части: одна половина была пожалована правительницей своему любимцу генерал-аншефу Василию Ивановичу Чулкову, другая находилась во владении генерал-поручика князя Федора Федоровича Щербакова. Когда они скончались имения перешли к их потомкам.

Во второй половине XVIII века в Гагине взамен деревянной Дмитровской была построена каменная церковь во имя Всемилостивого Спаса. На куполе церкви стоял позолоченный крест с короной наверху и полулунием внизу. От церкви пошло третье название села — Спасское-Гагино. Рядом с церковью построили каменную колокольню с медной главой и медным крестом.

В 1845 году рядом со Спасской была сооружена другая каменная церковь с тремя престолами: Казанской Богоматери, Дмитрия Солунского и Параскевы Пятницы. В ее приходе значились деревни Яковлево, Гальнево, Истомино, Терпигорево, Суропцево, Шеино, Путятино и сельцо Дивово. В 1859 году в Гагине было 10 крестьянских дворов, в которых проживало около 60 человек. Крестьяне, помимо сельского хозяйства , занимались кустарным производством хлопчатобумажных тканей.

Замечательное событие связано с Гагинской церковью и с селом. 10 августа (27.07. по старому стилю) 1898 года здесь венчались Ф.И.Шаляпин и балерина Русской частной оперы С.И.Мамонтова — Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Лопрести). Молодые в присутствии С.Рахманинова, К.Коровина и других членов «Мамонтовского кружка» обвенчались в Казанской церкви и уехали играть свадьбу в соседнее Путятино, на дачу солистки частной оперы Татьяны Любатович. С.И.Мамонтов был посаженным отцом на свадьбе Федора с Иолой.
За советское время церковные здания сильно разрушились. От Спасской церкви остались только стены. Ее использовали как склад химических удобрений. Свыше шести тонн пестицидов хранились здесь на протяжении многих лет. Средства в размере 480 тысяч рублей были выделены из экологического фонда, в котором аккумулируются штрафы за вредное воздействие предприятий района на окружающую среду.
"Забытые" ядохимикаты требовалось убрать еще и потому, что сегодня вырос интерес к храму почитателей творчества певца Федора Шаляпина. Везти туристов к церкви, заполненной внутри ядовитой химией, не очень удобно. Да и местным жителям ее присутствие здоровья наверняка не добавляло.
Ежегодно, в день венчания Шаляпина и Торнаги, жители близлежащих деревень собираются у церкви села Гагино. Деревенский праздник организовывают сами жители бужаниновских окрестностей, которые сохраняют память о великом русском певце, волею судеб оказавшемся для них почти земляком. После того как телекомпания «Радонежье» сняла документальный фильм на эту тему — «Свадьба в Путятине», завоевавший главный телевизионный приз — ТЭФИ, гагинским храмом, заинтересовался благотворительный фонд «Сельская церковь». В результате он успешно восстанавливается.
В настоящее время в селе постоянно поживает 44 человека.

Один из самых примечательных провинциальных храмов в районе - вернее, ансамбль Казанского храма и храма Всемилостивого Спаса в селе Гагино - открыт после долгой реставрации. По такому поводу в село приехали Патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, министр культуры Владимир Мединский и губернатор Андрей Воробьёв.

Лет двадцать назад о том, что в обычной сельской церкви за два года до XX века венчался Шаляпин, знали немногие - в основном местные жители. Грибники и случайные проезжающие о выдающемся прошлом этих мест и подумать бы не могли: левый храм стоял прилично разобранный на кирпичи, в правом хранили удобрения.

Говорят, за те десятилетия, что в церкви складировали химикаты, токсичность в помещении зашкалила настолько, что перед реконструкцией пришлось проводить специальную обработку, чтобы там можно было находиться без вреда для здоровья.

Но деревенские люди о том, кто венчался в их церкви, никогда не забывали, и с их подачи в селе начали проводить певческий фестиваль в память о великом артисте. После того как в Гагине несколько раз выступили солисты Большого театра, зашла речь о полноценном восстановлении комплекса.

Редкий в нашей жизни пример, когда инициатива снизу заставила работать всю государственную машину - с 2013 года реставрацию курирует федеральное Министерство культуры, и четыре года спустя заброшенный храм выглядит точь-в-точь как во времена Шаляпина. Или, по крайней мере, теперь он как никогда раньше похож на первоначальный.

За последние годы в Гагине сменилось три священника. У нынешнего, Иоанна Монаршека из Ивантеевки, у себя в городе репутация восстановителя храмов - за годы служения он открывал новые приходы десятками, больше десяти лет был председателем Отдела по реставрации и строительству храмов в Московской епархии.

Первые впечатления о храме - чисто, светло, много пространства. Иконы, по крайней мере, большинство, - не рукописные, а напечатанные (в церковной среде есть мнение, что такое часто встречается в только что открытых храмах, да и то в качестве полумеры с последующей заменой).

На вопрос об акустике один из участников хора духовенства Московской епархии в ответ лаконично поднял вверх большой палец руки. Коллектив этот известный, и не только в церковных залах, и не только в России - например, в ходе гастролей он пел жителям Гаваны одну из самых известных кубинских песен «Гуантанемера».


Из наиболее заметных перемен вокруг: рядом с церковью построена настоящая сцена, которой здесь никогда прежде не было. Площадь у храмов замостили, по всей территории проложили дорожки. Открыта детская площадка. В приходском доме появится воскресная школа. Рядом с храмом расчистили старое кладбище.

Звонят колокола. Местные жители говорят, что слышно их километров за десять от Гагина. Интересна история первого колокола, который ещё при первом священнике о. Николае везли с Урала - люди пересказывают легенду, как «газель» с полуторатонным колоколом пробиралась по заснеженным уральским дорогам, в то время как по обочинам лежали фуры, не справившиеся со сложными условиями.


В конце приветственной речи на открытии храма глава Русской православной церкви (а он был единственным, кто выступил публично в этот день) поблагодарил стоявшего рядом главу Подмосковья Андрея Воробьёва за готовность и дальше содействовать развитию этого места. Патриарх выразил надежду на то, что вслед сюда придёт и газ, проложат и качественные дороги.

Это было как нельзя кстати. После церемонии, уже во дворе церкви, наш коллега-журналист из Москвы показал на свои высокие резиновые сапоги, щедро перепачканные гагинской грязью - точно такой же, что налипала на подошвы Шаляпина, Рахманинова и других представителей русской культуры в 1898 году. «Машина на подъезде сюда застряла, - пожаловался он, - пришлось бросить и добираться пешком».


Патриарх Кирилл говорил о том, что хорошее транспортное сообщение и простые нормальные условия жизни помогут как можно большему числу гостей приехать сюда, узнать больше о культуре России.

А певческие шаляпинские фестивали будут продолжены. Главное, чтобы они остались такими же тёплыми, домашними и простыми, какими были всё это время.

Владимир Крючев

Фото Сергея Борисова