Храм джоканг и площадь баркхор. Монастырь Jokhang Когда сезон. Когда лучше поехать

Jokhang (Дом Будды) - первый буддийский храм Тибета, возведенный в VII, веке находится в километре восточнее дворца Потала на высоте 3655 м. Его возраст насчитывает более 14 веков. Строительство города Лхасы началось именно с этого места и с этого монастыря. Время основания Джокханга предположительно считается с 639 по 647 год.

В Лхасе есть два исторических центра, к которым примыкают жилые кварталы. Один из них находится вокруг священной Поталы, другой – вокруг храма Джоканг. Также известный среди тибетцев как Цуклаканг, Джокханг является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Но прежде чем посетить его, паломники должны совершить вторую внутригородскую Кору, маршрут которой идёт по древней улице Баргхор, окружающей этот храм. Улица эта была в прошлом религиозным святилищем, но сейчас стала самым крупным торговым рынком столицы. Закончив кору Баргхор, паломники направляются в священный Джоканг.

У входа в сам храм и рядом у его стен располагается множество людей, непрерывно совершающих обряд простирания, только совершаемый на одном месте. История этого старейшего в Тибете храма довольно необычна. Когда царь Сонгцен Гампо стал укоренять буддизм в Тибете, построив первые 12 монастырей, он столкнулся с тем, что у него не было ни одной священной статуи Будды. Появление самой важной статуи Будды рассказывает древняя буддистская легенда.

В ней говорится о том, что когда Будда Шакьямуни собрался покидать Землю, он согласился оставить людям своё изображение. Но небесный скульптор Вишвакарам никак не мог снять размеры фигуры святого из-за трепетного дрожания рук. Тогда Будда стал у воды и велел снять пропорции с отражения. По ним из священного состава из семи металлов были отлиты четыре прижизненных статуи. Одна затем попала в Непал, другая - в Китай, а две сокрыты в Ашрамах Шамбалы. Чтобы взять в приданное священные статуи Буд¬ды, Сонгцен Гампо женился на непальской и танской царевнах.
Китайская прицесса Венченг, привезшая статую Будды Шакьямуни, вознамерилась построить для неё специальный храм в Лхасе и стала выбирать место. Она была волшебницей и занималась гаданием по пыли, земле и воде. Магические действа показали ей, что всю территорию Тибета покрывает лежащее на спине тело демоницы - синмо. Три холма Лхасы: Марбори, Чакпори и Бонпари - это лобок и груди демоницы, а в центре города, где лежало озеро Отханг, было её сердце, залитое кровью.
Венченг бросила в него волшебное кольцо, и оно вытянуло за собой со дна большой остров. Горный козёл наносил земли из божественной страны нагов и засыпал остатки озера.

Небольшой рельеф, изображающий фигуру козла, можно увидеть в капелле Майтрейи на южной стене нижнего этажа святилища. На этом месте в 653 г.н.э. и был воздвигнут храм Джокханг, куда и поместили священную статую Будды. Непальская же принцесса Бирикути привезла статую Будды Акшобьи. Говорят, что изначально Джоканг строился правителем для размещения в нем изображения Будды Акшобьи. Для прекрасной статуи Джово Шакьямуни был построен храм Ramoche . Но после смерти Сонгцэна Гампо Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге. С тех пор изображение так и осталось в Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды. Кстати, слово «Джоканг» или «Джовокханг» означает на тибетском «капелла Джово».

Двор храма, именуемый Чам-ра, где, по обычаю, в дни праздников, проводятся торжественные богослужения лам со всех тибетских монасты¬рей, так как Джоканг является общим святилищем для всех сект буддизма. Многочисленные камни вдоль стен испещрены текстами священных молитв. Дым от можжевеловых воскуре¬ний, означающих кровь Будды, столбами поднимается в небо.

Сам храм представляет собой прямоугольное здание в три этажа с плоской крышей. Войдя в него, вы вновь попадаете в небольшой тёмный внутренний зал-дворик. Решётчатая перего¬родка отделяет его от стены, образуя коридор, называемый Чилхордин. Это ритуальное сердце Джокханга. По нему все вошедшие в храм должны пройти по часовой стрелке третью священ¬ную Кору Лхасы, называемую Нангкхор, символически двигаясь между двух миров: справа, во дворике, расположена золотая статуя грядущего Будды Майтрейя (по-тибетски «Чжамба»), а по левую сторону, в стене чередой идут двери, освещаемые тусклым пламенем масляных светильников. За каждой из них комната-святилище, посвященная различным богам. Паломники поочерёдно входят туда, чтобы преклониться, оставить дары и поддержать подношениями масла непре¬рывный огонь в лампадах.


Святилище Авалокитешвары. Легенда говорит, что, когда рабочие закончили строительство храма, они положили свои инструменты в одну из ниш стены. Тотчас из них возникла прекрасная статуя одиннадцатиликого Авалокитешвары, стоящая на полу в рост человека. Вокруг неё и было создано свя-тилище. Другая легенда гласит, что статуя эта состоит из пяти слоев. Когда из Индии привезли сандаловое изображение Авалокитешвары, Сонгцен Гампо распорядился покрыть его слоем из смеси тибетских благовонных трав. А в 650 г.н.э. сам царь вместе с непальской и китайской жёнами слились с этой статуей, растворившись в ней навсегда. После этого обе принцессы стали богинями: Белой и Зелёной Тарой. Белая Тара олицетворяет мудрость и сострадание, одаривает верующего счастьем. Зелёная Тара освобождает от негатива, зла, болезней, бедности. Тибетцы называют её Дролма (Освобождающая) и относятся к ней с особой любовью.


Главное святилище Храма. Перед входом в главное святилище, где находится знаменитая статуя Будды Шакьямуни, висят два колокола, в которые надо ударить, сообщая о своём визите. Двухметровый Будда сидит в позе лотоса на высоком троне-киоте, крышу которого под¬держивают резные столбики, увитые телами драконов. Правая рука его опущена к колену, а левая держит чашу нищенствующего монаха. Статуя сделана из позолоченного сандалового дерева и богато украшена. На голове надет тяжелый венец из кованого золота, обильно украшенный драгоценными камнями. Шея и грудь перевиты ожерельями из крупной бирюзы и костяными чётками. На плечи накинута шелковая жёлтая мантия, поверх которой наброшено множество белых шарфов-хадаков.

Перед статуей, на нескольких ступенях, стоит множество золотых жертвенных чаш, доверху заполненных подношениями. Бедные паломники кладут туда зерно, бурдюки с ячьим маслом, люди побогаче - деньги, ювелирные изделия из серебра, золота и драгоценных камней. Монахи, меняющие заполненные чаши на пустые позволяют особо щедрым посетителям подняться по ступе-ням, чтобы поцеловать колено Будды или испить глоток святой воды из серебряных кувшин¬чиков, стоящих рядом со статуей. У ног Будды стоит золотая чаша, с помощью которой проходит обряд жеребьёвки, в ходе которого устанавливается личность мальчика-преемника Далай - и Панчен-Лам в случае их смерти. Он проходит в этом зале, непосредственно перед статуей.

Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.

На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка – древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальской принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного входа остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.

В начале Культурной Революции большая часть внутреннего содержимого Джоканга была осквернена бойцами Красной Гвардии и считается, что многие предметы были вынесены из храма. На каком то этапе, помещение, служившее жилищем монахов было переименовано в Гостиницу, а часть самого храма была превращена в свинарник. С 1980 года Джоканг начал реставрироваться, и сегодня только глаз специалиста может заметить, что храм пережил невзгоды последних лет.

Выйдя во двор, можно подняться по лестнице на второй этаж. Там находятся покои Далай-Ламы и кельи монахов. А вот на третьем этаже, где расположено множество святилищ самых разнообразных святых, паломников особо интересует комната, в которой установлена статуя богини Бэлхамо. Она считается покровительницей семейного очага, а потому чествуется жи¬телями Лхасы, особенно женщинами. Они несут к ней кувшинчики с ячменным вином, чашки с зерном и прочей едой. Вокруг этих подаяний бегают десятки тибетских мышей. Перед статуей находится большой серебряный поднос, где можно увидеть трупики до-хлых мышек. Они считаются священными и тибетцы убеждены, что мясо мышей из Джогханга полезно при многих заболеваниях. Его даже вывозят за границу!

Пещерный храм золотого дракона (Ват Там Манкхон Тхон, Wat Tham Mankhon Thong), знаменитый аттракционом «плавающая монашка» и своими интересными пещерами, находится на юге от города приблизительно в 8 километрах. Добраться до него можно, поехав по дороге 323 и затем повернув на дорогу 3429. До храма легко доехать на велосипеде или на скутере, либо на машине. Мы приехали сюда .

Из цикла «По Таиланду на машине»

Храм Ват Там Манхон Тхон

Храм находится на холме, к которому ведет красивая лестница. У подножия холма, в окружении китайских павильонов, сидит белый толстячок и удивленно смотрит вдаль

Недалеко от лестницы наверх к храму сидит такой толстячок-добрячок

Познакомившись с ним, пройдитесь налево и направо от лестницы, там вы увидите захоронения урн с прахом усопших

Под горой слева от лестницы — небольшое кладбище

Быть упокоенным рядом с храмом у подножия холма считается почётным делом в продолжение праведной жизни.

Но вернемся к лестнице, недавно отреставрированной и очень красивой. Вспомним, что в названии храма упоминается дракон. Но где же он? Присмотритесь, и вверху лестницы вы можете увидеть его голову

Дракон у входа в храм, а сверху — вытянутая башенка

А вот и он. Красавец, правда?

Пасть дракона, скрывающая длинную пещеру внутри скалы

В пасти дракона!

Но он сейчас с виду совершенно безобидный, об этом свидетельствуют кадки с цветами рядом с его головой.

Нам предстоит зайти к нему в нутро. Обойдите по лесенке слева его голову, поклонитесь статуе Золотого Будды, и вы окажетесь в широкой пасти!

Она отделана гладкой плиткой и по ней приятно прогуляться, посмотрев на сидящих Будд. Потолок нависает над полом и немного сдавливает, сковывает ваши движения. И впрямь, будто дракон вас проглотил

Внутри пещеры в основном зале прохладно

Поспешим скорее вперед, провалившись в горло.

А оно у дракона подсвечено электрическими лампочками, и если вы щедрый, то обязательно заплатите за свой комфорт. Ведь путешествовать внутри дракона в полной темноте – сомнительное удовольствие! Поэтому отблагодарите гостеприимного дракона звонкой монеткой или хрустящей бумажкой!

А горло у него ого-го!

Второй зал хорошо подсвечен

Путешествие внутри дракона

Там даже небольшой алтарь есть и сидит какой-то умудренный опытом старичок. Он внимательно следит за тем, кого принял к себе внутрь дракон, и указывает дорогу, куда вам деваться дальше: отправляться в аппендикс, либо прямиком в желудок

Небольшой алтарь

Один из коридоров заканчивается совсем узкой нишей, в которую человек не сможет пролезть

Желудок у дракона что надо! Мощные камни словно жернова готовы размолоть любую добычу.

Узкий проход между камнями

Ведь немудрено, что желудок у дракона побольше наперстка будет! И сил для игр и роста требуется ох как много! Как же ему помочь? Ответ один: вкусный туристус вульгарис! Но, повезло, дракон то ли пребывал в нирване, то ли просто ему сегодня не до нас, он оказался не голоден, и позволил полазить по своему желудку совершенно безопасно. А лазить там приходится словно акробат: пригнувшись, на корточках, и чуть ли не ползком

Внутри пещеры в дальних камерах не очень уютно

Выползая их желудка в кишечник, приготовьтесь к физическим упражнениям на растяжку всех групп мышц. Кишечник оказался образцово-показательным, но задерживаться здесь как-то не хотелось, ведь дракон мог проснуться в любой момент!

Скудное освещение гонит быстрее вперед

А что это торчит наружу? Ба, да это же металлическая лестница! По которой целый и здоровый исследователь вылезет из дракона на свет божий. Кто же её вставил в попу дракону? Но лучше не задумываться об этом, а скорее вылезать!

Выход из пещеры — по вертикальной металлической лестнице

Вышли наружу

И придется сильно постараться, так как дракон опочивает попой кверху, а потому придется постараться, если вы хотите выбраться наружу. Вышли и сразу отходим подальше, вдруг кто ещё из дракона полезет!

А снаружи так тепло и комфортно, и даже холодильник тут как тут. Может дракон иногда в него заглядывает? И запивает водичкой

Холодильник для монахов и кулер для всех желающих

А вот эти товарищи выглядят совершенно спокойными. Ведь точно знают режим труда и отдыха дракона, а также график его питания.

Местные жители тоже приходят в гости к Дракону

Они нам сообщили, что сегодня он уже ел, и потому мы зря волновались. Так что расслабляемся и смотрим что тут есть ещё. Вот, например, есть китайский павильон

Дешевые авиабилеты в Бангкок смотрите на сайте Aviasales >>

13.9850712 99.5167999

Храм Джоканг (Jokhang, тиб.: ཇོ་ཁང་ jokhang, кит.: 大昭寺 dazhaosi) или Цуклаканг (Tsuglagkhang, тиб.:་གཙུག་ལག་ཁང་ gtsug lag khang) – «сердце Лхасы», «Великий Храм Лхасы» – является самым священным и почитаемым местом буддийского паломничества как и в Лхасе, так и во всем Тибете. Джоканг в переводе с тибетского означает «Дом Будды». Здесь хранится самая священная статуя всего Тибета – 12-летний Джово Будда. В Джоканг съезжаются паломники из всех уголков Страны Снегов. Они совершают простирания перед главным входом, делают подношения масла в горящие на протяжении многих веков лампады, возносят молитвы о счастье всех живых существ.

История храма Джоканг

Джоканг располагается в историческом центре Лхасы на площади Баркхор. Строительство храма было начато в 7 веке во время правление царя Сонгцена Гампо. Место для будущего храма выбрала принцесса Вэньчэн – китайская супруга царя, а его строительством руководила непальская супруга царя по имени Брикути. Тем самым, храм Джоканг был построен на важнейшем месте силы в соответствии со всеми принципами геомантии (фэншуй). Внешний вид храма отразил в себе культуру Китая, Тибета, Непала и Индии.

В 7 веке буддизм только начал свое распространение в Тибете, тесно взаимодействуя с древней тибетской шаманской религией Бон, последователи которой имели дело с духами и демонами, населяющими всю Страну Снегов. Царь Сонгцен Гампо был ревностным буддистом, который достиг многих духовных реализаций. Однажды, будучи в глубокой медитации, он вышел из тела и взлетел высоко в небо, откуда увидел, что земля Тибета подобна телу упавшей на спину гневной демоницы. И если эту демоницу не укротить, то она будет препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Сонгцен Гампо решил усмирить демоницу, построив на ее теле буддийские храмы.

Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг. Когда в 638 году начали воздвигать храм Джоканг, местные бонские духи мешали строительным работам. Так, долгое время не удавалось осушить озеро Охтанг. Днем люди засыпали озеро землей, а ночью духи выносили из озера всю землю обратно. Тогда Сонгцен Гампо погрузился в медитацию, во время которой ему пришло решение этой проблемы: озеро Охтанг должно было быть засыпано землей из связенного места Драк Йерпа, находящегося в 35 километрах от Лхасы. Причем земля из Драк Йерпы должна быть принесена на козлах. Решение принесло плоды – озеро было осушено и в 647 году храм Джоканг был наконец возведен. В то время храм носил имя Раса Трулнанг (тиб.: ར་ས་འཕྲུལ་སྣང་ rasa ‘phrul snang), что в переводе с тибетского означает «Магическое Видение Расы». Ранее Лхаса называлась Раса – «место козлов», а после строительства Джоканга имя было переименовано в Лхасу – «место Богов».

Помимо Джоканга царь Сонгцен Гампо выстроил на теле демоницы «четыре монастыря четырех сторон света» и еще восемь буддистских монастырей. В сумме было построено 12 буддийских храмов, которые располагались тремя кольцами по всей территории Тибета. В каждом из трех колец находилось по четыре храма: первые четыре храма закрепили бедра и плечи демоницы, создав защитное кольцо вокруг Лхасы. Вторая четверка закрепила ее колени и локти, а третья четверка – руки и ноги. Таким образом, демоница было полностью покорена и буддизм в итоге укоренился и стал активно распространяться в Тибете.

Архитектура храма Джоканг

Главные ворота храма обращены в сторону Непала, откуда прибыла в Тибет принцесса Брикути. Первоначальный облик Джоканга был оформлен в неварском стиле. Впоследствии к дизайну были добавлены элементы модели буддийского монастыря Викрамашилы северо-западной Индии. Принцесса Брикути планировала завершить строительство Джоканга в виде трехэтажного храма, но во время ее жизни было построено только два этажа. Это свидетельствует о преждевременной смерти принцессы. Однако позднее третий этаж был достроен, после чего Джоканг стали символизировать с Трикаей – тремя телами Будды: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. В то же время трехэтажный Джоканг символизирует три сферы местропребывания – Тридхату: Сфера чувственного, Сфера форм и Сфера отсутствия форм.

Святыни храма Джоканг

В храме находятся множество статуй Будд, бодхисаттв и дхармапал. Главный храм Джоканга называется Тсамканг Ума, где располагается самая священная статуя всего Тибета – Будда Шакьямуни или Джово Будды в возрасте 12 лет, привезенный китайской прицессой Вэньчэнь. Эта статуя была изготовлена скульптором по имени Вишвакарман из Капалавасту. Позднее индийский правитель королевства Магадха подарил эту статую правителю Китая. И уже в 7 веке принцесса Вэньчэн привезла ее в Тибет. Изначально для этой статуи был построен храм Рамоче, располагающийся вблизи Джоканга, где и находился Джово Будда вплоть до культурной революции середины 20 века. В то время как храм Джоканг был построен для статуи Будды Акшобхьи (тиб. འཁྲུགས་པ་མེད་པ་ ‘khrugs pa med pa / མི་བསྐྱོད་པ་ mi bskyod pa) в возрасте 7 лет, привезенный непальской принцессой Брикути. Так с 7 века вплоть до культурной революции 12-летний Джово Будда был в храме Рамоче, а 7-летний Акшобхья – в храме Джоканг. Однако во время культурной революции на эти статуи шла охота, поэтому с целью сохранения их поменяли местами.

Помимо Джово Будды в храме Джоканг хранятся и другие священные статуи и изображения, среди которых есть и самопроявленные – изображения Будды, которые сами по себе проявились на стенах.

Другие святыни – статуя защитницы всего Тибета Палден Лхамо с лягушиным лицом, храм Будды Будущего, храм Авалокитешвары – бодхисаттвы сострадания, храм Амитаюса, а также внушительный алтарь Гуру Ринпоче, алтарь Цонкапы и другие. В сумме в Джоканге насчитывается около 800 древних священных статуй будд и бодхисаттв, но большинство из них недоступны для посетителей.

Джоканг сегодня

В настоящее время Джоканг представляет собой четырехэтажный храм с крышей из позолоченной бронзы. Перед главным входом в Джоканг тибетцы читают молитвы, выполняют простирания, а также часто можно увидеть тех, кто выполняет практику подношение мандалы. Напротив главного входа есть небольшой подвал, где постоянно горит тысяча масляных лампад.

Вокруг Джоканга проходит одна из самых священных “кор” (обход по часовой стрелке буддийской святыни) – “Баркхор кора”, на которой с утра до вечера ходят сотни тибетцев – как и местные из Лхасы, так и приехавшие издалека паломники. На площади Баркхор и на самой коре вокруг храма Джоканг располагается множество магазинов с тибетскими сувенирами, тханками, буддийскими статуями, тибетской одеждой и украшениями, тибетские чайные и рестораны на любой вкус.

В Тибете есть много мест силы, святынь, монастырей и священных вершин, но храм Джоканг обязателен для посещения как для паломников, так и для приезжающих туристов. Джоканг – это сердце Лхасы, сердце всего Тибета и сердце буддизма.

«В наше время, в наш век Будду представляет статуя Джово и Каньгьюр. Именно это он оставил после себя. Если человек умирает, не встретившись ни с тем, ни с другим, это, по моему мнению, все равно, что с пустыми руками вернуться с острова сокровищ.» – Джамьянг Кхьенце Вангпо

Тибет находится на юго-западной окраине Китая и занимает площадь 1200000 кв.км. В Китае Тибет именуется как ТАР (Тибетский автономный район). Административный центр Тибета - город Лхаса, который в последние годы бурно развивается и заселяется китайцами. В переводе "лхаса" - "святое место". Город расположен на высоте 3660 м над уровнем моря.

Высокогорное положение обусловило суровые климатические условия и большую разницу температур днем и ночью. Но благодаря сильной инсоляции зимой в Тибете вовсе не так уж холодно, средняя годовая температура в Южном Тибете +8 С, в северных районах -1-2 С, в центральных районах зимой почти не бывает суровых морозов, а летом редко случается сильная жара. Наилучшим сезоном для путешествий является время с марта по октябрь.

Тибет отделен от внешнего мира самыми высокими горными хребтами. Поэтому как только Вы пересечете границу, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь Ваш путь по Тибету будет пролегать на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой.

Тибет - самое таинственное место на земле. Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь с 1974 г. эта территория была открыта для посещения иностранцами. И хотя страна кажется пустынной, Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока.

Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это - единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку.

Мировую известность Тибету принесли многочисленные храмы и монастыри, где до сих пор проводятся торжественные ритуалы и церемонии.

Фотогалерея