Испанский стиль в архитектуре. Готический стиль в архитектуре Испании. Биография Антонио Гауди


Словосочетание "архитектура Испании" у большинства людей вполне закономерно вызывает образ Барселоны с ее выдающимися шедеврами от великого каталонского зодчего Антонио Гауди. Однако современная Испания - это страна с поразительной архитектурой, которая ни в чем не уступает другим развитым государствам. В нашем обзоре представлены 25 выдающихся примеров современной архитектуры Испании.





Музей рисования и иллюстрации в Мадриде - самый современный в Испании. Музей ABC состоит из небольших кафе, магазинов, реставрационных помещений и непосредственно двух выставочных залов, в которых демонстрируется богатая коллекция произведений всевозможных направлений изобразительного искусства, скульптуры, анимации и графического дизайна. Помимо выставок, в стенах музея проходят различные культурные мероприятия, обучающие мастер-классы и курсы.





Удивительный дом BF House, расположенный на холме в городе Кастильон - отличный пример грамотной организации пространства, способствующей максимально комфортному проживанию. BF House представляет собой огромную плиту, лежащую на 3 V-образных металлических опорах, несущих вес всего здания. Одним из важнейших принципов, заложенных авторами в этот проект, стало максимальное осветление интерьеров за счет стеклянных стен.

3. Небоскреб Agbar Tower в Барселоне





Возведенный в 2004 году современный небоскреб Agbar Tower - творение известного французского архитектора Жана Нувеля. Форма здания и дизайн фасада призваны воплощать водную стихию Испании и очертания гор Монсеррат, находящихся в Каталонии. Фасад здания поражает разнообразием цветовых решений, которые достигаются с помощью разноцветных металлических панелей с 4000 устройств подсветки. Эти элементы образуют сложные цветовые комбинации, что создает эффект «пикселизации». Однако издалека все пиксели сливаются, и Agbar Tower кажется переливающимся всеми цветами радуги. 38-этажное здание стало одним из важнейших символов новой Барселоны.





Знаменитый шедевр от испанца Сантьяго Калатравы, пешеходный мост Аламильо, был сооружен в 1992 году в Севилье. Уникальность 200-метрового полотна, проложенного через реку Гвадалаквир, состоит в том, что его вес держит всего одна опора и 13 натянутых стальных кабелей. В ночное время окрашенный полностью в белый цвет мост приобретает очень живописную окраску.





Современный комплекс центра кулинарных искусств был возведен в 2011 году в городе Гипускоа. Архитектура этого объекта, не способная оставить равнодушным даже самого далекого от архитектуры человека, формируется с помощью хаотично расположенных друг на друге криволинейных поверхностей. В состав здания входят помещения для обучения студентов кулинарных институтов, лекционные залы, кафе, магазины и даже собственная мини-ферма. Стоит отметить, что Центр кулинарных искусств был номинирован на награду Plataforma Arquitectura как лучший архитектурный объект 2011 года, но занял почетное третье место.

6. Многофункциональная спортивная арена "Бильбао Арена" в Бильбао


Многофункциональная спортивная арена "Бильбао Арена



"Бильбао Арена


Открытая в 2010 году многофункциональная спортивная арена в Бильбао - одна из самых экологичных в мире. В этом спортивном объекте в основном проводятся баскетбольные матчи, однако в последнее время в нем все чаще проходят музыкальные концерты и различные культурные мероприятия. Также на территории арены расположены спортивные залы и бассейн.

7. Вилла "Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке


Вилла "Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке



"Дом для жизни" в Пальма-де-Майорке


Вилла "Дом для жизни", архитектура которого не имеет аналогов в мире, была построена в 2009 году в главном курортном городе Испании, Пальма-де-Майорке. Дом состоит из двух корпусов - прямоугольного в плане и криволинейного. В первом находятся гостиная, спальни, гостевые и кухня-столовая, а во втором - кабинет и домашний кинотеатр. Также в состав жилой группы входит потрясающей по красоте бассейн, соединенный с основной территорией декоративной лестницей.

8. Здание городского муниципалитета в Бильбао


Вилла "Здание городского муниципалитета в Бильбао




Необычное по форме современное здание городского муниципалитета Бильбао было построено в центре города. По своему предназначению этот шедевр деконструктивизма от IMB Architects должен заменить старую ратушу Бильбао, построенную еще в 90-х годах XX века. В здании находятся выставочные залы, кафе, рестораны, переговорные комнаты, офисы и залы для конференций.





Здание Форума было спроектировано швейцарским тандемом архитекторов Herzog & de Meuron и построено специально для проведения в столице Каталонии Форума Культур в 2004 году. В плане это авангардное здание представляет собой равносторонний треугольник со сторонами по 180 метров и высотой 25 метров. Особый интерес привлекают фасады здания с криволинейными стеклянными панелями, растянувшимися во всю высоту комплекса. Это потрясающее здание играет важнейшую роль в формировании образа современной Барселоны.

10. Архитектурный комплекс "Город искусств и наук" в Валенсии







"Город искусств и наук" - поражающий воображение архитектурный комплекс из пяти сооружений, которые находятся на осушенном дне реки Турия в курортном городе Валенсия. Идея и общая концепция комплекса принадлежит легендарному архитектору, родившемуся в этом городе, Сантьяго Калатраве. Осуществление столь масштабного проекта длилось в период с 1996 по 2005 гг. В состав комплекса "Город искусств и наук" входят: оперный театр, кинотеатр IMAX, планетарий, садовая галерея, научный музей и океанографический парк на открытом воздухе. Этот ансамбль - один из самых ярких и неординарных шедевров современной архитектуры как Испании, так и всего мира.

11. Деловой комплекс "4 башни" в Мадриде


Деловой комплекс "4 башни" в Мадриде



Деловой комплекс "4 башни" с высоты птичьего полета


В состав делового комплекса "4 башни" входят 4 самых высоких здания Испании: 225-метровая "Космическая башня, 236-метровая башня Сасир-Вальеэрмосо, 249-меировая Стеклянная башня барона Нормана Фостера и, наконец, самая высокая, 250-метровая башня "Каха Мадрид". Все 4 здания были возведены в испанской столице в период с 1999 по 2005 гг. Площадь, окруженная этими гигантами стала центром притяжения как горожан, так и бизнесменов со всего мира, совершающих деловые визиты в столицу Королевства Испании.





Жилой комплекс Edificio Mirador высотой 63 метра (21 этаж) выделяется на фоне стандартной застройки огромным центральным отверстием, которое является своего рода балконом общего пользования с потрясающим по красоте садом и чарующими видами на местные окрестности. Также огромная дыра несет функцию безопасности - в случае террористического акта взрывная волна пройдет сквозь огромное отверстие.





Расположенная в районе Ла Барселонетта с преобладающей малоэтажной застройкой башня весьма гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Главной особенностью этого стеклянного гиганта являются сильно выступающие консоли. Они увеличивают полезную площадь здания и формируют его неповторимый облик. Стоит признать, что у большинства людей сложилось крайне неоднозначное отношению к этому небоскребу.





Архитектурный комплекс зданий, находящийся в городе Сан-Себастьян, состоит из двух огромных призм - большого зрительного зала, а также многоцелевых и выставочных. Дворец конгрессов был построен по проекту испанца Рафаэля Монео и открылся в 1999 году. Концертный зал, вмещающий около 2 тысяч зрителей, служит также местом проведения крупнейшего международного кинофестиваля. На разных уровнях архитектурного ансамбля располагаются открытые террасы с потрясающими видами на пляж Сурриола и устье реки Урумея.





Невероятный комплекс Метрополь Парасоль, расположенный в средневековой части Севильи – это самая масштабная в мире архитектурная конструкция из дерева. В состав столь масштабного объекта входят фермерский рынок, несколько ресторанов и баров и археологический музей, в котором представлены настоящие археологические раскопки. Главной фишкой Metropol Parasol считаются дорожки для пешеходов и смотровые площадки на крыше, откуда открывается потрясающая панорама столицы Андалусии.





Музей современного искусства Кастильи был построен в 2005 году в Леоне. Главной целью этого культурного заведение является постоянное пополнение и хранение произведений искусства, созданных не ранее 1992 года. Музей получил международное призвание и даже был отмечен американским изданием The New York Times как «один из самых удивительных и смелых музеев, кардинально изменивший современный облик Кастильи. Безусловно, этот музей считается главной достопримечательностью Леона.





Строительство огромного культурного центра, объединяющего в себе всевозможные выставочные павильоны, смотровую платформу, музыкальный центр, театральную сцену, кинозалы, танцплощадки и многое другое, было завершено в 2010 году. Автором проекта выступил бразильский зодчий Оскар Нимейер. С появлением этого крупного многофункционального комплекса, главный промышленный город автономной провинции Астурии превратился в самый настоящий культурный центр, привлекающий сотни туристов со всего мира.





Эффектная башня отеля Porta Fira, расположенная в столице Каталонии, была спроектирована известнейшим японским архитектором Тойо Ито и построена в 2009 году. Туристов и местных жителей поражает органическая форма башни и невероятная фактура ее фасадов, являющаяся следствием использования алюминиевых труб красного цвета. Именно эти металлические элементы придают стенам отеля эффект колебания и служат в качестве жалюзи. Башня Porta Fira считается одним из главных шедевров деконструктивизма в мире.





Отель Puerta America, расположенный в столице Испании - это совершенно беспрецедентное явление в истории архитектуры, ведь в его создании одновременно принимали участие 19 известнейших архитекторов со всего мира, буквально поделивших между собой весь гостиничный комплекс по этажам. Среди принимавших участие в столь необычном эксперименте - Заха Хадид, Норман Фостер, Жан Нувель, Дэвид Чипперфилд, Арата Исодзаки и многие другие. Подробнее с историей создания этого отеля можно ознакомиться в .

20. Башни-близнецы "Ворота Европы" в Мадриде


Башни-близнецы ""Ворота Европы" в Мадриде



Башни-близнецы "Ворота Европы": фрагмент фасада


Строительство второго по высоте объекта Испании, комплекса из двух одинаковых 114-метровых башен в Мадриде, было завершено в 1994 году. Эти наклоненные друг к другу под углом в 15° небоскребы являются первыми в мире наклоненными небоскребами.





Больница, построенная в 2012 году в городке Мостолес - первое медицинское учреждение Испании, названное в честь короля. Автор проекта Рафаэль де Ла-Хоза представил на суд общества новый тип больницы, базирующийся на трех основных принципах: максимальной эффективности, свете и тишине. Комплекс больницы представляет собой две небольшие башни, находящиеся на прямоугольном стилобате. В большинстве этажей расположены атриумы. Перемещение внутри больницы осуществляется по кольцевым галереям и лифтам. Фактически, стилобат играет роль больницы, а небольшие башни - это поликлиника.





Одно из самых узнаваемых зданий Испании, оперный театр Tenerife Auditorium - результат творческого процесса Сантьяго Калатравы. Строительство одного из самых значительных и известных произведений современной архитектуры было завершено в 2003 году. Масштабы этого здания просто поражают воображение - одна только крыша достигает 100 метров в длину и весит порядка 350 тонн. Здание театра включает в себя два зала - органный (1616 мест) и камерный (424 места). Любопытно, что войти в помещение театра можно с двух сторон. Также Tenerife Auditorium предоставляет своим посетителям возможность провести время в гармонии с природой на специальных террасах с видами на море.





Уникальной объект, расположенный в небольшом городке близ Валенсии, служит сразу двум целям: является общежитием для студентов местного университета и социальным жильем. В состав комплекса входят 102 помещения для молодых студентов, 40 квартир для пенсионеров и общественный центр. Одним из важнейших принципов при создании этого общежития стала организация общественных пространств, способствующих улучшению коммуникации и взаимодействия жильцов.





Музей Гугенхайма в Бильбао представляет собой огромное выставочное пространство из каменных, стеклянных и титановых нагромождений, повторяющее контуры реки Нервион. Так как проектирование и строительство этого огромного комплекса в Бильбао мало освещалось в прессе, то открытие здания в 1997 году вызвало взрыв восторга как у местного населения, так и у истинных ценителей искусства. Именно это невероятное здание возвело своего автора, американского архитектора Фрэнка Гери, в ранг великих архитекторов современности.

25. Олимпийский павильон "Рыба" в Барселоне


Олимпийский павильон "Рыба




Уникальная скульптура золотой рыбы - еще один испанский шедевр Фэнка Гери, возведенный на побережье Барселоны специально для Олимпийских игр 1992 года. Эта конструкция из позолоченной стальной сетки, стекла и камня в свое время стала настоящим технологическим прорывом в области архитектуры. Интересно отметить, что при создании модели будущего павильона Гери впервые использовал программу трехмерного моделирования самолетов.

Благодаря благоприятным климатическим условиям на территории Испании очень развито строительство частных вилл, в чем можно убедиться на примерах , и .


ВЕНТУРА Родригес (Rodriguez Ventura, 1717-1785) . Испанский архитектор, один из основателей и первых профессоров Академии св. Фердинанда. В основном работал в области церковной архитектуры.

Начал свою деятельность в качестве помощника Э. Маршана на строительстве дворца в Аранхуэсе (1731), позднее под руководством Ф. Юварры и Дж. Саккетти проектировал мадридский Королевский дворец (1735). В проекте собора в Сарагосе свойственная творчеству Вентуры сдержанность компенсируется грандиозными размерами и необычным видом здания с десятью куполами и двумя башнями, венчающими всё сооружение.

Его первой большой работой стала церковь Сан-Марко в Мадриде (1747-1753). Начиная с 1760-х его архитектура приобретает всё более академические черты.

Вплоть до смерти Фердинанда VII (1759) состоял придворным архитектором. Затем лишился покровительства при дворе. С 1768 руководил строительством собора в Вальядолиде. В 1783 году приступил к наиболее крупному произведению последних лет творческой деятельности – фасаду собора в Помплоне. Идеалы величия, простоты и строгости вытеснили сложную и непринуждённую игру архитектурных форм.

Постройки: церковь Сан-Марко, Мадрид (1749-1753); собор Нуэстра Сеньора дель Пилар, Сарагоса (1750, по проекту Х. Эрреры); анатомический театр королевского медицинского колледжа, Барселона (1761); фасад собора, Памплона (1783); церковь Энкарнасьон, Мадрид (1755, реставрация); церковь Сан-Исидро, Мадрид (ныне собор, фасад); портал Паррокия собора святого Иоанна де Компостела; церковь монастыря Августинцев, Вальядолид (1760); хоры собора, Сеговия; церковь бенедиктинского монастыря Санто Доминго де Силос (близ Бургоса); церковь Санта Виктория, Кордова; башня собора; дворец Лириа на площади Испании, Мадрид (1773); фонтан Аполлона в Английском парке (1780); фонтан Артимок в парке Ретиро, Мадрид; реставрация Алькасара, Толедо.


ВИЛЛАНУЭВА Хуан де (Villanueva Juan de, 1739-1811). Испанский архитектор, представитель классицизма.

Родился в Мадриде. Учился в мадридской Академии, позднее окончил Академию св. Луки в Риме (1759-1765). С 1786 – главный архитектор Мадрида. В 1789-1808 – главный королевский придворный архитектор. Наиболее известная постройка – Музей естественной истории Прадо в Мадриде (1785-1787).

Постройки: ризница собора, Бурго де Осма (1770-83); колоннада Аюнтаменто, Мадрид (1780); реконструкция и реставрация отдельных частей Эскориала (1771); церковь Кабальеро де Грасиа (1789-1795); резиденция маркиза де Льяно, Мадрид (1775); неогреческий храм в Королевском парке, Аранхуэс; небольшие виллы – Касита дель Принсипе и Касита Арриба в королевском парке Эскориала (1772-1777); Касита дель Принсипе в Эль Пардо (1784); Касита Абахо (1773); Академия истории, Мадрид (1788-1811, заверш. 1847); обсерватория, Мадрид (1790, оконч. 1847 – Коломер); пласа Майор, Мадрид (1791, реставрация).


ГАУДИ-И-КОРНЕТ Антонио (Gaudi у Cornet Antonio, 1852-1926). Крупнейший представитель испанского модернизма, творчество которого представляет собой одно из самых противоречивых явлений в европейской архитектуре рубежа веков.

Родился в Реусе (Барселона) в семье потомственных каменщиков. Окончил Высшую техническую школу архитектуры (1878), одновременно работая чертёжником и изучая ремёсла в мастерской Э. Пунти.

Его творчество делится на два периода – ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900-х). С 1870 по 1882 работал под началом архитектора Эмилио Сала и Франциско Вильяра, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т.д.) и без успеха участвуя в конкурсах. Ранний период его творчества отмечен влиянием испанского архитектора Х. Марторела.

Первая крупная работа – дом Висенс (1878-1888), в пластическом решении которого использованы фигуры стиля «мудехар», мавританские и ориентальные (в росписях) мотивы. Однако дом Висенс не является постройкой в стиле «мудехар», а скорее напоминает её; в 1925, после переделок, дом получил премию как лучшее сооружение года. Ряд исследователей относит ранние богато декорированные постройки Гауди к раннему модерну.

На всю творческую жизнь Гауди повлияла встреча с Э. Гуэлем (1883), будущим другом и покровителем. Для него Гауди создал усадьбу Гуэль (1884-1887) – с воротами и домом привратника, конюшней, манежем, ограждением и смотровыми площадками. Это была свободная интерпретация стиля «мудехар» с причудливыми объёмами раскованных пластических декораций. Граф де Гуэль заказал ему и следующую работу – дворец Гуэль (1886-1888), ставший достопримечательностью Барселоны. Постройка, хотя и небольшая по величине, очень насыщена деталями; она открывает короткую серию зданий Гауди, которые иногда причисляют к неоготике. Здесь архитектор впервые применил бетонные параболические арки. Узкие окна, мощный абрис парных въездных арок создаёт впечатление символического родства с ренессансным палаццо. Большой зал дворца, вокруг которого группируются помещения, окружён галереями. Гауди использовал во дворце 127 колонн разнообразных типов, а также запроектировал мебель. В настоящее время во дворце размещён музей сценического искусства.

Ряд построек Гауди носят переходный характер. Это епископский дворец в Асторге (1887-1893), коллегио Терезиано (1888-1890), дом Ботинес в Леоне (1891-1894). Дворец в Асторге – наиболее неоготическая из всех построек Гауди.

Почерк мастера, отличающийся своеобразием, заметен в двух небольших работах – проекте здания францисканских миссий в Танжере (1892-1893) и складах Гуэль в Гараффе (1895-1900); здесь Гауди полностью освободился от какой-либо традиции. Здание миссий, выполненное с поражающей фантазией, несёт черты и африканской архитектуры (проект не осуществлён). Второй доходный дом – дом Кальвет (1898-1900) – был отмечен как лучшее здание 1900 года. В декоративном решении дома с двумя различными фасадами развивается псевдобарочная тема. Для дома Кальвет Гауди разработал всю систему декора (рисунок полов, потолков, мебель, обои).

В 1898-1915 Гауди запроектировал для усадьбы Гуэля Санта Колома церковь и крипту (церковь не осуществлена). Здесь впервые применён излюбленный мотив архитектора – наклонные колонны без энтазиса.

В 1903 Гауди завершил создание единственного в своём роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретённого муниципалитетом Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа «города-сада» – неосуществлённого замысла Гауди. От идеи осталась дорога, ряд построек (так называемый Дорический храм, предназначенный для рынка, дом подрядчика). Трёхкилометровая трасса даёт неожиданные точки обзора, объединяя всю композицию. Усложнённое пространственно-планировочное решение резко отличается от обычных для того времени регулярных садов. В оформлении широко применена цветная майолика, а также необработанный камень. Вход обозначен двумя павильонами с декором причудливых форм. «Дорический храм» с 86 колоннами в уровне верхней террасы обходит «бесконечная» скамья, облицованная керамикой. Дорожные сооружения превращены в мир каменной скульптуры. В парке представлены едва ли не все возможные сочетания органики каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса. Природа и сооружение здесь связаны органически в единое целое.

Одно из самых популярных сооружений Гауди – дом Батло (1904-1906). Тема дома в своём декоративном решении – на первый взгляд, плод причудливой фантазии, – имеет своим источником чисто литературное происхождение. Она подчинена разработке сюжета о св. Георгии, убивающем дракона. Характерное для модерна применение материалов представлено сочетанием фактурных поверхностей, керамики и металла.

Последняя завершённая работа Гауди – дом Мила (1906-1910), одна из известных построек модерна, получившая название «Ла Педрера» (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. План здания имеет сложное криволинейное очертание. В доме Мила применены новые конструктивные решения. Здесь отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как «свободный план».

«Архитектурная прогулка» по кровле дома Мила не уступает по обилию впечатлений Парку Гуэль. Экспрессивные по характеру скульптурные детали облицованы майоликой. В целом в декоративном решении дома отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира), характерная для архитектурного стиля модерн.


Интерьер Каса Висенс. Арх. Антонио Гауди

В 1914 Гауди оставил всю архитектурную практику, кроме своего главного сооружения – собора Саграда Фамилия (Святого Семейства) в Барселоне. Собор был заложен в 1882 году. Стройкой с 1883 до своей смерти руководил Гауди, макет собора был им закончен к 1916. Оставшаяся незаконченной постройка решена с использованием обилия новых конструктивных элементов. Точки зрения на Саграда Фамилия различны, некоторые исследователи находят в нём черты примитивизма и свойственного Каталонии наивного символизма. Это совершенно своеобразная интерпретация средневекового собора с импрессионистическим восприятием поздней готики. Постройка, вошедшая в историю архитектуры, находится на переходной грани между эклектикой и модерном.

Гауди сам следил за реализацией своих идей, проводя много времени на строительной площадке; зачастую он требовал множества переделок, разорительных для подрядчиков. Только такая работа и позволила создать все его произведения, составившие национальную гордость. В 1925 он вообще переселился на строительную площадку Саграда Фамилия. Гауди целиком был поглощён возведением собора. 7 июня 1926 года неподалёку стройки он попал под трамвай и через три дня умер.

Его творчество, после юбилейной выставки 1952 года ставшее широко известным, повлияло на архитектуру XX века решающим образом, предопределив многие архитектурные находки нового века и творчество таких мастеров, как Ле Корбюзье, О. Фрай (направление архитектурной бионики), П. Солери, Ю. Дахинден и др.

Постройки: дом Висенс, Барселона (1878-1888); вилла Эль Каприччио (1883-1885); усадьба Гуэль, Барселона (1884-1887); дворец Гуэль (1886-1888); епископский дворец, Асторга (1887-1893); коллегия Терезиано, Барселона (1888-1890); дом Ботинес, Леон (1891-1894); здание миссий, Танжер (проект, 1892-1893); дом Фернандес и Андерс, Леон (1891-1894); склады Гуэль, Гаррафа (1895-1900); Саграда Фамилиа, Барселона (1882 – не оконч.); доходный дом Кальвет, Барселона (1898-1900); крипта церкви Санта-Колома, близ Барселоны (1898-1915); усадьба Бельсегуард (1900-1916); дом Батло, Барселона (1905-1907); дом Мила, Барселона (1905-1910); парк Гуэль, Барселона (1900-1914).


ГУАС Хуан (Guas Huan, ум. 1496). Испанский архитектор, один из наиболее ярких мастеров платереско и изабеллайн – самой ранней версии орнаментального стиля, пришедшего в Испанию после Реконкисты.

Родился в Бретани, откуда отправился во Фландрию. Первое упоминание о нём относится к 1543 году, когда он переехал в Испанию. Здесь он работал помощником архитектора Яна ван дер Эйена в Толедо.

Лишь несколько работ можно с достаточной степенью надёжности отнести к его творчеству – дворец Инфантадо в Гвадалахаре (1480-1483) – ранний пример большой городской усадьбы, ставшей прототипом для подобных построек в Испании. Проектировал церковь св. Хуана в Толедо (1476). К концу жизни стал главным строителем соборов в Сеговии и Толедо. Ему также принадлежит позднеготический фасад церкви Сан-Грегорио в Вальядолиде (1487-1496).

Постройки: церковь св. Хуана, Толедо (1476); дворец Инфантадо, Гвадалахара (1480-1483); фасад церкви Сан-Грегорио, Вальядолид (1487-1496).


ДЕ САНКТИС Франческо (Sanсtis Francesco de, 1693-1740).

Самое значительное произведение – Испанская лестница в Риме (1723-1725, совместно с Сиекки) – пример архитектурного использования рельефа и сочетание в едином ансамбле целой группы градостроительных элементов. Является своеобразной площадью-амфитеатром, ступени которой используются как скамьи. Соединив отмеченную обелиском площадку перед церковью Санта-Тринита дел Монти и Пьяцца ди Спанья, лестница связала две магистрали (виа Сиетина и виа Бабуино) и образовала новую, пересекающую их ось, намеченную лестницей и улицей Кондотти.


КАНДЕЛА Феликс (Candela Felix, 1910-1997). Выдающийся испанский архитектор и инженер.

Родился в Мадриде. Закончил Высшую архитектурную школу и Академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде. К концу обучения ему посчастливилось наблюдать строительство двух наиболее известных построек Э. Торрохо – трибуну ипподрома Ла Зарзуэля (1935), смелую конструкцию консольного навеса над трибунами из ряда железобетонных оболочек сегментной формы и конструкцию консольного навеса «Фронта Реколетос», которую только начинали строить. Двойной барабан свода последней, перекрывающий площадь 60 на 30 метров и другие работы Торрохо, возможно, пробудили интерес Канделы к панцирному своду, строительный метод которого соединяет в себе творческий и изысканный расчёт и не имеет себе равного.

После участия в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев Кандела приезжает в Мексику летом 1939 года. Спустя 12 лет он и его брат Антонио начали работать как архитекторы и строители.

Строительство Лаборатории излучений университета в Мехико, для которой требовалось тонкое ограждение, способное пропускать лучи, поражает изяществом и смелостью.

Особое преимущество пространственно изогнутых параболических и гиперболических сводов-облочек (по сравнению со сферой или другими видами перекрытий) в том, что требуемое перекрытие может быть сделано из прямых форм. Сооружения Канделы более экономичны, чем другие жёсткие кровли, он строит свои архитектурные формы на использовании монолитных железобетонных облочек, и все его старания направлены «на развитие структурных форм, соответствующих новому материалу». Его перекрытия увеличивались в каждом следующем проекте, и он становился смелее в разработке панцирного свода. Кандела отстаивает право архитектора на интуитивное толкование любой строительной задачи и требует от него инстинктивного понимания распределения сил. Как архитектор и дизайнер Кандела прославился своим собором Санта-Мария Миракулоза в Мехико-Сити (1954-1955), построенным совместно с Энрико де ла Мора. Позже были построены здания непромышленного характера: это несколько церквей и павильонов в Мехико-Сити и Куэрнаваке, рестораны в Лос-Манантиалес в Хочимилко и Олимпийский стадион в Мехико (1968).

С 1953 по 1970 Кандела являлся профессором в Национальном университете в Мехико, а с 1971 по 1978 – в университете в Чикаго, где он также работал как архитектор.


КАНО Алонсо (Cano Alonso, 1601-1667). Испанский живописец, скульптор, архитектор, рисовальщик.

Родился в Гранаде. Первоначально учился у своего отца, рисовальщика алтарей. В 1614 переселился в Севилью, где занимался живописью у Франциско Пачеко и скульптурой под руководством Хуана Мартинеса Монтаньеса. В 1638 году переехал в Мадрид, где получал заказы для королевского дворца, стал учителем рисования наследного принца Бальтасара Карлоса. В 1644 вынужден был бежать в Валенсию, а оттуда в Гранаду, где принял сан священника. Делал эскизы массивных серебряных алтарных паникадил, кафедры (1652-1656) и алтарей, а также рамы для картин и иллюстрации для книги Квеведо Виллегеса «Испанский Парнас» (Мадрид, 1648). Работал в традиционных жанрах религиозной скульптуры своего времени, обращаясь в основном к раскрашенному дереву, создавал величественные монументальные и более камерные статуи. Автор множества рисунков, он отдавал предпочтение архитектурным мотивам (Мадрид, Национальная библиотека; Лондон, Британский музей; Париж, Лувр). Незадолго до смерти Кано создал один из самых необычных и смелых памятников испанской архитектуры XVII века – главный фасад собора в Гранаде (проект Кано осуществлен в 1703 Х. Гранадосом).


КОВАРРУБИАС Алонсо де (Covarrubias Alonso de, 1488-1570). Испанский архитектор и скульптор, представитель раннего Ренессанса.

Для его творчества характерно применение готических мотивов. Впервые упоминается как консультант на строительстве собора в Саламанке (1512). Архитектор Толедского собора и королевских замков (1537).

Постройки: церковь Пиедад, Гвадалахара (1526); Капелла новых королей в соборе, Толедо (1531-1534); лестница в епископском дворце, Алькала (1530).


МАЧУКА Педро (Machuca Pedro, 1485-1550). Испанский живописец и архитектор. Представитель Ренессанса.

Точные биографические данные отсутствуют. Известно лишь, что он в течение некоторого времени работал или учился в Риме (возможно, у Микеланджело).

Самая известная постройка – Дворец Карла V в Альгамбре (начало 1526, близ Гранады), квадратное в плане здание, внутри которого расположен круглый двор диаметром около 30 метров – основное композиционное ядро всего сооружения. Фасады расчленены пилястрами на два яруса. Каменная кладка подчёркнута рустовкой.

Объёмно-пространственный замысел, членение фасада, разработка деталей и характер скульптурных украшений объединены в цельный художественный организм. Отличается широким применением ордера как целостной композиционной системы и пониманием его тектонического смысла, что характерно для зрелого стиля Возрождения.

Постройки: дворец Карла V, Альгамбра (1526).


МОНЕО ВАЛЬЕС Хосе Рафаэль (Moneo Vallеs Josе Rafael, р. 1937). Испанский архитектор.

Родился в Испании. Окончил Техническую школу в Мадриде (1961). В 1980-1984 – профессор композиции в мадридской Технической школе. В 1985-1990 – декан архитектурного факультета Гарвардского университета. С 1990 года вернулся к частной практике в Мадриде.

Постройки: музей римского искусства, Мерида (1980-1985); здание офисов, Севилья (1982-87); банк Испании, Джине (1983-1988).


МОРА Хуан Гомес де (Mora Juan Gomez de, ок. 1580-1648). Испанский архитектор.

Родился в Мадриде. Племянник архитектора Франсиско де Мора, сын придворного живописца.

В возрасте 24 лет был назначен главным архитектором Алькасара и архитектором Филиппа III. Среди его самых выдающихся произведений Пласа Майор, здание суда в Мадриде, а также Каса-де-ла-Вилле. Он создал алтарную часть базилики Гуадалупе в Касересе. Большинство его построек находятся в Мадриде.

Постройки: Пласа Майор (1617-1619); Городской совет (до 1644); здание суда; монастырь Сан-Хиль; церковь Богородицы Лорето; перестройка хоров монастыря Дескальсас Реалес; перестройка Английского колледжа, ныне церковь св. Игнатия Лойолы.


РИБЕРА Педро де (Ribera Pedro de, ок. 1683 – 1742). Испанский архитектор и скульптор. Представитель позднего барокко и испанского рококо.

Ученик семьи Чурригера. С 1719 работал в городском совете Мадрида. С 1726 – главный архитектор города.

Все постройки, за исключением башни собора в Саламанке (1733-1768) и капеллы церкви св. Антония в Авиле (1731), находятся в Мадриде. Самое знаменитое произведение мастера – портал мадридской богадельни св. Фернандо (1722). В центре спокойного, монотонного фасада богадельни выделяется двухъярусный портал исключительной сложности и пышности. Вся поверхность его заполнена растительным орнаментом, обогащённым геральдическими эмблемами и фигурками детей. Во втором ярусе – полукруглая ниша со скульптурной группой. Этот приём – сочетание аскетической простоты фасада с пышным порталом – основной в творчестве архитектора.

Церковь Сан-Хосе в Мадриде. Арх. Педро де Рибера

Постройки: монастырь Нуэстра Сеньора дель Пуэрте (1718); церковь Монсерратской Богоматери ордена бенедиктинцев (1720); частные дворцы Мирафлорес, Пералес, Торесийа; мост через реку Мансарес; церковь св. Каэтано (1722-1732); капелла госпиталя св. Фернандо (1722); портал мадридской богадельни св. Фернандо (1722); капеллы Нуэстра Сеньора де ля Партериа церкви св. Антония, Авила (1731); башня собора, Саламанка (1733-1768).


САККЕТТИ Джованни Баттиста (Sacchetti Giovanni Battista, 1700-1764). Итальянский архитектор, работал в Испании.

Родился в Турине. Ученик Ф. Юварры. Последовал за ним в Испанию. По его проекту выполнил парковый фасад дворца Ла Гранха в Сан-Ильдефонсо (1738). После смерти Юварры заканчивал его работы.

Постройки: монумент на могиле принцессы Кариньяно (1722); монумент королевы (1728) и короля Савойских (1732); церковь Сан-Филиппо, Турин; палаццо Гранха, Сан-Ильдефонсо (1736); палаццо Паэзана, Турин (нач. 1736); Королевский дворец, Мадрид (1738-1764, по проекту Юварры); планы строительства Лас Салесас Реалес (1750); фонтаны на Роза де ла Вилла, Мадрид (1753-1754).


СИЛОЭ Диего де (Siloe Diego de, ок. 1495 – 1563). Испанский архитектор и скульптор. Представитель испанского Возрождения, сыгравший большую роль в распространении классицизма в Испании.

Родился в Бургосе. По-видимому, сын и ученик скульптора Хиля де Силоэ. До 1519 года работал в Италии, где испытал влияние Микеланджело и флорентийской школы.

Начал свою деятельность в Неаполе с церкви Сан-Джованни-а-Карбонара (1515). В 1519 вернулся в Бургос, где получил очень престижный заказ для кафедрального собора – надгробие епископа Луиса де Акуньа.

В апреле 1528 был вызван в Гранаду, где его карьера внезапно меняет своё направление. Если до этого момента он работал главным образом как скульптор, то в Гранаде он занимается исключительно архитектурой. Отчасти это произошло по той причине, что в Гранаде того времени сосредоточилась основная строительная деятельность той эпохи. Здесь работали крупнейшие архитекторы своего времени и велось большое строительство. Самая значительная работа – собор в Гранаде. Собор был начат Э. де Эгасом. Силоэ возглавил строительство в 1529 и радикально переработал план Эгаса. В 1528-1532 была изготовлена деревянная модель собора. Но проект зодчего был настолько отличен от традиционных, что ему пришлось ехать ко двору короля в Толедо, чтобы получить особое разрешение на возведение собора в тех формах, которые он задумал. В итоге его проект был утверждён. Оригинальность постройки заключена в плане, искусно объединяющем ротонду с двумя крыльями. Архитектору удалось ввести в традиционную готическую схему характерную для Возрождения центричность. Зодчий умер в Гранаде.

Постройки: церковь Сан-Джованни-а-Карбонара, Неаполь (1515); «Золотая лестница» собора, Бургос (1519-1526); башня Санта-Мария дель Кампо, близ Бургоса (1527); Коллегия Фонсека, Саламанка (1529-1534); собор, Гранада (1529); церковь Сан-Сальвадор, Убеда (1536); собор, Гуадикс (1549, перестройка); церковь Санта-Анна, Бургос (1537); особняк Каса де Кастриль, Гранада (1539); церковь Сан-Габриэль, Лоха близ Севильи (1552-1568); главная ризница собора, Севилья; планы собора, Альмерна (1524); планы собора, Малага.


ТОЛЕДО Хуан Баутиста де (Toledo Juan Bautista de, ок. 1500-1567). Испанский архитектор, скульптор и математик эпохи Возрождения.

Родился в Испании. В раннем возрасте уехал в Рим, где стал учеником Микеланджело и участвовал в строительстве собора св. Петра. До 1559 – архитектор испанского вице-короля в Неаполе. В этом качестве участвовал в прокладке Виа Толеда (ныне Виа Рома) – центральной улицы города. В 1559 по приглашению короля Филиппа II вернулся на родину, назначен придворным архитектором и строителем дворца-монастыря Эскориал (1562).

Постройки: церковь Сан-Джакомо дельи Спаньоли, Неаполь (1540); главное здание королевского дворца, Аранхуэс (1561); монастырь Дескальсас Реалес, Мадрид; проект Эскориала (в 1563 начал строительство ансамбля, закончить не успел); монастырь Сан-Лоренцо.


ТОМЭ Нарсисо (Tome Narciso, ум. в 1742). Испанский архитектор, скульптор и художник, представитель барокко.

Первое упоминание относится к 1715 году, когда зодчий работал над скульптурным оформлением фасада университета в Вальядолиде (гербы, цветочные гирлянды и фигурные пинакли).

Самое известное произведение – капелла Эль Транспаренте (Прозрачная) собора в Толедо (1721-1732). Для освещения ретабло сделан проём в сводах галереи кругового обхода собора, который кажется случайным обвалом купола, открывшим вид в небесное пространство, изображённое средствами живописи. В композиции использован переход от реального пространства к иллюзорному при помощи объёмных фигур первого плана.


ТОРРОХА Мирет Эдуардо (Torroja Miret Eduardo, 1899-1961). Испанский архитектор и инженер.

По образованию гражданский инженер, учился в Мадриде. Один из пионеров использования предварительно напряжённого бетона в Испании. Основал и руководил Техническим институтом строительства и бетона в Костильяресе.

Наиболее известный и типичный пример его творчества – ипподром Сарсуэла (1933, близ Мадрида) – бетонные структуры, увенчанные эффектными рифлёными крышками с широкими консолями; это прекрасное сочетание функционального, структурного и эстетического достоинств проекта, совершенство инженерных свойств которых проявилось во время гражданской войны, когда ни одно из сооружений не пострадало от бомбёжек.

Поздняя работа Торохи – свод клуба Тахира в Каракасе (Венесуэла, 1957), который сравнивали с удаляющимся парусом, полным чарующей грации.

Постройки: церковь Ксералльо; церковь Сант-Эспирит; церковь Понт де Суэрт (1952); ж/д мост через Эслу (1940) – ширина пролёта арки 632 фута; многочисленные мосты, виадуки, ангары; торговый павильон (1933).


УРТАДО ИСКЬЕРДО Франсиско (Hurtado Izquierdo Francisco, 1669-1725). Испанский архитектор, представитель барокко.

Учился в Кордове. В качестве капитана армии, возможно, посетил Сицилию. С 1697 – главный архитектор собора в Кордове. С 1705 – собора в Гранаде, где заканчивал капеллу Санта-Тереза.

С 1712 – государственный королевский представитель в Приего. Основал здесь большую мастерскую архитекторов, декораторов и художников. Эта должность дала Уртадо возможность выбирать работы по своему усмотрению.

Творчество Уртадо отличается обилием полихромных эффектов, достигнутых путём комбинирования разноцветного мрамора и других материалов. Будучи архитектором раннего периода испанского барокко, предвидел многие более поздние тенденции. Два самых известных произведения были созданы по заказу ордена картезианцев: ризница (1703-1720, Гранада), стены украшены мрамором, мимой, порфиром; ризница Нуэста Сеньора дель Пилар (1719, Рескафрия) отделана серым и коралловым мрамором и ляпис-лазурью.

Постройки: часовня-усыпальница графов Буэнависта, Малага (1693); серия домов на ул. Баньо, Кордова, (1700); больница для бедных, Кордова (1701-1703); приходская церковь, Беласкасар, первый этаж колокольни (1703); ризница, Гранада (1703-1720).


ФИГЕРОА Леонардо де (Figueroa Leonardo de, ок. 1650-1730). Испанский архитектор, создатель стиля барокко.

Жил и работал в Севилье, где находятся все его работы.

Первая известная работа – госпиталь в Севилье (1687-1697). Орнамент его довольно скромен по сравнению с поздними работами Фигероа. Однако уже в следующей его работе – церкви св. Павла (1691-1697), перестроенной из более ранней постройки, его язык вполне оформился: интенсивное использование полихромии и керамики.

Вершиной орнаментального стиля стал монастырь Сан-Тельмо (1724-1734) в Севилье. Наиболее значительное произведение – здание Института навигационной корпорации (проект главного портала), в котором используется приём яркого выделения основного декоративного пятна на фоне фасадной плоскости. Портал представляет собой 3-ярусное сооружение. Верхний ярус поднимается над линией главного карниза и увенчан сложным по силуэту фронтоном. В композиции ярусов портала применены спаренные колонны. Барочный облик подчёркнут типичным для испанской традиции заполнением гладкой поверхности орнаментом.

Постройки: дворец Сан-Тельмо (1682-1796); приют де Венераблес, Сакердотес (1687-1697); церковь Санта-Магдалена (1692-1724); церковь Сан-Сальвадор (1671-1712); церковь больницы Сан-Луи (1709-1730).


ХИЛЬ ДЕ ОНТАНЬОН Родриго (Gil de Hontanion Rodrigo, 1500-1577). Испанский архитектор. Последний из крупных испанских готических архитекторов, участвовавший в строительстве всех последних готических соборов Испании, и одновременно один из самых своеобразных испанских носителей итальянского Возрождения.

Самое известное произведение – фасад колледжа Сан-Ильдефонсо университета в Алькала де Энарес (1537-1553).

Во дворце Гусманеса в Леоне зодчим впервые использован балкон – особенность, ставшая характерной для испанской архитектуры.

Постройки: церковь Сантьяго, Медина де Риосеко (1533); дворец герцогов Монтеррей, Саламанка (1539, совм. с Мартином из Сантьяго); монастырь бернардинок, Саламанка (1552); церковь св. Магдалины, Вальядолид (1566-1572); дворец Гусманес, Леон (1559-1566).


ХИЛЬ ДЕ ОНТАНЬОН Хуан (Gil de Hontanion Juan, 1480-1531). Испанский архитектор. Представитель поздней готики.

С 1512 – руководитель работ по строительству собора в Саламанке. В 1524 спроектировал и начал руководить работами по строительству собора в Сеговии.

Постройки: капелла церкви Сан Антолин, Вальядолид (1503-1521); капелла церкви Санта-Клара, Бургос (1503-1523); церкви Сан-Кристобале, Альморокс, Толедо (1509-1519); собор, Саламанка (1512-1526); собор, Севилья (1513-1517); собор, Сеговия (1524-1526).


ЧУРРИГЕРА (Churriguera de, XVII-XVIII вв.). Семья испанских скульпторов и архитекторов.

Представители испанского барокко, создатели стиля чурригеризм.

Созданный этой семьёй стиль испанского барокко XVII-XVIII веков отличается фигурной орнаментикой, обильным скульптурным декором, отдельные элементы которого навеяны самобытным искусством народов Центральной и Южной Америки. В творчестве основоположников этого стиля всегда присутствует уважение к ясности конструктивных и композиционных приёмов школы Эрреры, а вся творческая смелость проявляется главным образом в деталях и орнаментике.


ЧУРРИГЕРА Хосе Бенито (Churriguera Jose Benito de, 1665-1725). Зодчий и скульптор, чьё имя персонифицирует целое направление в искусстве Кастилии.

В 1689 – победитель конкурса на проект катафалка для королевы Марии Луизы Орлеанской. В начале своей деятельности обосновался в Мадриде, где работал резчиком ретабло, а с 1692 – в Саламанке совместно с братьями Хоакином и Альберто.

Наиболее значительное произведение архитектора – ансамбль города Нуэво Бастан близ Мадрида (1709-1713, близ Алькала де Энарес), объединяющий в себе стекольную фабрику, жилые дома и главную площадь с расположенным на ней дворцом Хуана де Гойенече. В основу городка был положен регулярный генеральный план.

Дворец Нуэво Бастан. Арх. Хосе Бенито Чурригера

Постройки: дворец, Мадрид (после 1689, ныне Академия изящных искусств Дворец Нуэво Бастан Сан-Фернандо); монастырь Сан-Томас, Мадрид (1724, завершение фронтона фасада, три портала нижнего яруса не сохранились); собор Сан-Гаэтано, Мадрид (фасад). Выполнил большое количество декоративных работ: ретабло доминиканской церкви Сен-Эстебан, Саламанка (1693-1696); ретабло церкви в Легансо; ретабло церкви Сан-Томас, Мадрид.


ЧУРРИГЕРА Хоакин (Churriguera Joaquin de, 1674-1724), брат Хосе Бенито, работал на постройке собора в Саламанке. Его лучшими работами являются внутренний двор коллегии Анайя и коллегия ордена Калатравы, Саламанка (1717). Однако как архитектор смог проявить себя только после смерти двух старших братьев. Первой крупной работой стала Пласа Майор (Главная площадь) в Саламанке (1729).

Постройки: гостиница Коллегии Де Сан-Бартоломе (совм. с братьями); Пласа Майор (Главная площадь), Саламанка (1729); церковь Успения, Руэда (1738-1747, портал и фасад); коллегия Сан-Амброзино, Саламанка (1720); церковь Сан-Себастьян, Саламанка (1731); церковь Кармен де Абахо, Саламанка; капелла Сан-Тен собора, Бургос; церковь Оргас, близ Толедо (1744).


ЭГАС де, семья испанских архитекторов.


ЭГАС Энрике (Egas Enrique, ум. в 1534). Испанский архитектор, принадлежал к испанской семьи зодчих и скульпторов. Представитель поздней готики и стиля платереско.

Ученик Х. Гуаса. С 1498 – главный архитектор Толедо. Являлся консультантом на строительстве соборов в Сарагосе (1500) и Севилье (1512-1534). Самое значительное произведение – капелла королевского госпиталя в Сантьяго де Компостела (1501-1517), построенная в стиле поздней готики с чертами платереско.

Постройки: собор, Толедо (1508); капелла Майор, перестройка (1500-1504, совм. с П. Гульелем); госпиталь, Сантьяго (1501-1511); монастырь Сан-Хуан де лос Рейес (1504); больница Св. Креста, Толедо (1504-1515); королевская капелла, Гранада (1506-1507); королевская больница, Гранада (1506-1507); собор, Гранада (1521-1528).


ЭРРЕРА Хуан Баутиста (Herrera Juan Bautista de, ок. 1530-1597). Испанский архитектор, представитель позднего Возрождения. Создал характерный для испанского зодчества эпохи Филиппа II стиль «эрререско» («десорнаментадо»), отличающийся аскетичной строгостью и суровостью архитектурных форм, лишённых декора, лаконизмом художественного языка.

Родился в Мобеллане, провинция Сантандер. Завершил своё обучение в университете Вальядолида весной 1548. В октябре этого года он присоединился к свите принца Филиппа (позже Филипп II) в поездке по Италии, Германии и Нидерландам. Последующие 5 лет с 1553 провёл в Италии. Последовал за Карлом V в изгнание в монастыре; после смерти императора (1558) поступил на службу к Филиппу II.

В 1563 Филипп II назначил Эрреру помощником архитектора Хуана Баутиста де Толедо на строительстве Эскориала (1561-1584), который монарх планировал как «дворец для Бога и небольшой дом для меня».

В 1572 после смерти учителя возглавил строительство дворца. Эскориал представляет собой комплекс, образованный монастырём, церковью, королевским мавзолеем и дворцом. Место под строительство было выбрано в предгорьях Гуадаррамы в небольшом городке Эль Эскориал.

Применил новую систему перекрытий – цилиндрические своды на полукруглых подпружных арках и сферический купол (в храме). С 1579 – архитектор короля.

Постройки: замок Алькасар, Толедо. (1571-1585, совм. с Ж. Жилли); биржа «Каса Лонха», Севилья (1583-1598); проект собора, Вальядолид (1585); королевский дворец, Аранхуэс близ Мадрида (1571).

На архитектуру Испании накладывали отпечаток различные исторические события, развитие культурной жизни населения.

Архитектура Испании выделяется тремя основными стилями: мавританский, романсный и готический, об особенностях которых мы вас познакомим.

Мавританская архитектура Испании VIII-XI века

Архитектура Испании в мавританском стиле представляет, поистине, сказочные сооружения, создающие ощущение воздушности и нереальности происходящего.

В строительстве маврами использовались куполообразные, арочные, колонные формы и орнаменты из арабского алфавита, так как людей и животных изображать запрещено Кораном.

Мавры — дети пустыни, поэтому, с особой трепетностью относились к воде. Вследствие этого мавританская архитектура Испании изобилует внутренними двориками с фонтанами и прудами. Эти элементы подчеркивают утонченность и роскошную красоту дворцов, крепостей и мечетей.

Сооружения в стиле мавританской архитектуры в Испании

  • мечеть Мескита в Кордове;
  • Хенералифе в Гранаде;
  • минарет Харильда в Севилье;
  • мечеть Мескита в Кордове;

Романсная архитектура Испании XI-XIII века

В период XI-XIII вв. происходит одно из самых значимых исторических событий в Испании — Реконкиста. Это крестовые походы христиан против мавров с целью возвращения своих территорий. В это время происходит усиление влияния церкви, и распространение религиозных догм происходит наиболее интенсивно. А постоянные вооруженные столкновения подвигли на строительство неприступных крепостей. Таким образом, в архитектуре Испании зародился новый стиль — романсный.

Для романсного стиля архитектуры Испании характерен суровый, и в тоже время, живописный внешний вид. Сооружения возводились из крупных камней, стены украшались не красивой, витиеватой лепниной, а зубцами с целью защиты крепости в случае нападения. Большое количество создаваемых башен подчеркивает тревожное настроение того времени.

Сооружения в романсном стиле архитектуры Испании

  • собор Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела;
  • крепость Авила в Кастилии;
  • крепость Алькасар в Сеговии;

Готическая архитектура Испании XIII-XVI веков

На рубеже XIII века в строительстве религиозных сооружений начинает развиваться новое направление в архитектуре Испании — готика. Это направление было создано католическим монашеским орденом цистерцианцев, проповедующих аскетичный образ жизни, направленный на духовное развитие человека, без использования благ цивилизации.

Для архитектуры Испании в готическом стиле характерны формы ребер свода и использование стрельчатых арок. Одна из особенностей готики — большое количество капелл и сакристий, окружающих соборы, поэтому, сооружения в готическом стиле, как правило, разрастались в ширину, теряя ощущение высокого полета и монументальности.

В готической архитектуре Испании создавалась гладкая поверхность стен, на фоне которой оформлялось украшение в виде расплывчатых орнаментов. Эта особенность становится основополагающей во всей последующей архитектуре Испании.

Сооружения в готическом стиле архитектуры Испании XIII-XVI века

  • монастырь Сан Хуан де лос Рейес в Толедо;
  • монастырь Сан-Томе в Авиле;
  • церковь Санта Мария дель Мар в Барселоне;
  • собор в Бургосе;
  • Кафедральный собор в Леоне.

Многие сооружения в стране имеют смешанные стили, так как строительство соборов продолжалось по несколько веков. Поэтому, архитектура Испании является тем историческим воплощением воли правителей и желания простых людей.

Современная архитектура Барселоны: предназначение и отличие

Современная архитектура Барселоны удачно сочетается со старинными постройками, не внося никакой дисгармонии во внешний облик культурной столицы Испании.

Несмотря на то, что выдающимся архитектором большинства сооружений Барселоны является великий и неповторимый Антонио Гауди, современные разработчики смогли привнести в развитие зодчества много нового и интересного. Самые знаменитые сооружения современной архитектуры Барселоны мы хотим вам представить.

Башня Агбар

Особенности современной архитектуры Барселоны отразились в этом сооружении наиболее ярко, поэтому башню Агбар признали символом XXI века. Ночьюсооружение освещает весь город, благодаря светодиодной технологии, хотя построена архитектором Жаном Нувелем с использованием обычных строительных материалов: цемента, стальных прутьев и стекла.

В башню Агбар можно зайти только в холл первого этажа, но и это стоит того! Маленькие окошки пропускают тоненькие линии света, создавая ощущение нахождения в готической церкви с цветными витражными окнами.

Рыба Фрэнка Гери

Непонятные формы, блестящий внешний вид здания и испытываемый туристами шок после осмотра его творений — все это современная архитектура Барселоны в лице Фрэнка Гери. Сооружение в виде мерцающей рыбы, плывущей под водой, носит характер скульптуры и не имеет функционального применения.

Но испанцам нравится удивлять других, поэтому, и сооружение Гери имеет место быть. Дело в том, что при близком рассмотрении здания сразу становится понятно, что сверкающая издали рыба, казавшаяся золотой, на самом деле абсолютно прозрачная и пустая внутри!

И, как говорят в Барселоне, это только начало! Поэтому, можно ждать еще более оригинальных и неповторимых сооружений современной архитектуры Барселоне, где с удовольствием работают не только испанские, но и европейские знаменитые архитекторы.

Архитектура Мадрида экспериментального формата

Архитектура Мадрида представлена не только старинными сооружениями различных стилей и эпох, но и современными зданиями спальных районов, которые многим интересно будет посетить.

Рабочий квартал Валье-кас и район эмигрантов Карабанчель состоят из оригинальных зданий невероятно радужной и позитивной расцветки.

Архитектура Мадрида здесь представлена недвижимостью социального назначения, которая создает только позитивное настроение у небогатых людей, проживающих здесь.

Дом бен Ладена

Это сооружение является образцом уникальной архитектуры Мадрида, аналогов которой пока еще нет. Жилой дом с необычным открытым пространством посередине призвано разрушить стереотипное представление о строительстве социального жилья для малоимущих семей.

Таким образом, жилое здание, высотой в 21 этаж, получило смотровую площадку для свободного пользования. Помимо этого, дом разделен на 9 зон, которые различаются цветом, текстурой используемых материалов. За открытое пространство жители дома назвали его в честь лидера террористической группировки «Аль-Каида».

Уникальный проект

Руководство знаменитого футбольного клуба «Реал Мадрид» разрабатывает проект «Остров-курорт Мадридского Реала». Остров в виде эмблемы клуба будет находиться недалеко от Объединенных Арабских эмиратов. Здесь будут построены виллы, пятизвездочный отель, парк развлечений и музей «Мадридского Реала» и первый в мире стадион, одной стороной открытый морю. По проекту остров начнет функционировать в 2015 году.

В первой половине XVII века в испанской архитектуре наблюдается борьба новых зарождающихся тенденций с традициями прошлого столетия. Так называемый эрререск, или безорнаментальный стиль, господствовавший в XVI веке, перестаёт соответствовать требованиям того времени. На его место постепенно встаёт причудливая декоративность со своими непредсказуемыми эффектами, которая была выражена в новом для Испании архитектурным стиле – барокко.

Таким образом, начало XVII века демонстрирует нам сочетание безорнаметального стиля с декоративным барокко. На примере архитектора Хуана Гомеса де Моры, построившего церковь Иезуитской коллегии в Саламанке (1617 г.), видно, что это здание повторяет тип известного итальянского храма Джезу. Появляется большее стремление к свободе и декоративности, на фоне общей сдержанности форм.

Сдержанное барокко проявляется также в здании собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде (1626-1651 гг.). Архитектор – фра Франсиско Баутиста. Фасад здания завершают две башни, надстроенные по углам. Композицию дополняют полуколонны и раскрепованный антаблемент.

Другим примером подобной борьбы стал собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677 г.). Его построил выдающийся архитектор Франсиско Эррера Младший.

Алонсо Капо, являясь по призванию живописцем, проектирует фасад собора в городе Гранаде. В композицию фасада вводится триумфальная арка с тремя пролётами. Вертикальная устремлённость сочетается с плоскими пилястрами. Округлость аркады повторяется в окнах и медальонах. Архитектор выносит карниз далеко вперёд, внося новый ритм в постройку. Эту постройку можно считать целиком барочной не без самобытных элементов, внесённых самим художником.

Наиболее полно испанское барокко раскрыло себя в конце XVII – середине XVIII вв. Это время принесло большое количество новых построек, а также многие старые здания были перестроены. Распространённым типом здания стала культовая постройка. Она отличалась особой театральностью фасадов и таинственностью интерьеров.

Архитектура этого периода носит название семейства архитекторов Чурригера и именуется чурригереск. Особо выделялся Хосе Чурригера, несмотря на то, что его постройки всё ещё несут определённую сдержанность. Его стиль прост, лишенный динамической пластики. Но, при этом, большое внимание уделяется декору. Скульптура, таким образом, начинает доминировать над архитектурой.

Испанские здания начинают терять свою монументальность. Это можно увидеть у Педро де Риберы. Строил дворцы, церкви, общественные здания, фонтаны и арки. Его концепция заключалась в разработке декоративного украшения того или иного архитектурного элемента в постройке. Он противопоставляет декоративность плоскости стены. Это видно в фасаде приюта для престарелых в Мадриде (1722 г.), где входной портал особенно перегружен барочными декорациями. Такие тенденции проводили к упадку архитектуры.

Он особенно сильно проявил себя в работе Нарсиса Томе. Построил Капеллу собора в Толедо. Она отличается глубокой иллюзорностью и барочной нарядностью.

Испанская архитектура, помимо чуригереска, вмещала в себе и мавританские влияния, черты заокеанской архитектуры. Ещё более театрализация выражена в семинарии Сан Тельмо (Леонардо де Фигероа) и соборе в Мурсии (Хаиме Борт). Ещё более роскошные церковные интерьеры говорят о полном господстве стиля барокко. Архитекторы Мануэль Васкес и Луис де Аревало дают пример разыгравшейся барочной фантазии в интерьерах монастя Мирафлорес в Гранаде. Здесь декоративность окончательно вытесняет организующий контекст архитектуры.

Светская архитектура также терпит упадок. Дворец Дос Агуас в Валенсии (Ипполо Равир) является ярким тому примером. Портал сработан без применения архитектурных деталей. Он выстроен из скульптурных элементов, подхваченных в одном едином движении.

В испанском городе Сант Яго архитектура развивалась по особенному пути. Главным представителем был Фернандо Касас де Нувоа. Его постройка – фасад собора в Сант Яго. Применение гранита привело к более суровым формам собора. Тем не менее, пышность барокко и здесь дала знать о себе в виде сложного трёхчастного портала и двух башен, увенчавших фасад.

Талантливый фотограф Марк из Испании снимает архитектурные достопримечательности, а затем обрабатывает снимки при помощи технологии HDRI.

Предлагаем вам совершить небольшое виртуальное путешествие в эту красивую страну.

Кафедральный собор в городе Куэнка , Испания:

Кафедральный собор Альмудена в Мадриде:



Висячие дома (Casas Colgadas) в городе Куэнка, Испания. Это тщательно отреставрированные знаменитые строения XIV века, в которых сейчас находятся Музей Абстрактного Искусства и ресторан:

Площадь Майор - главная достопримечательность города Саламанка. Единство замысла и исполнения сделали Площадь Майор одной из самых замечательных площадей Испании, а также превосходным местом для проведения различных торжественных церемоний.

Хрустальный дворец Crystal Palace в крупнейшем и известнейшем парке Ретиро в Мадриде:


Кафедральный собор испанского города Кадис. Является одним из самых больших в Испании, он выполнен в стиле барокко и неоклассицизма:

Базилика Сан-Винсенте (Basilica de San Vicente):

Главная площадь в Вальядолиде. Город Вальядолид в XVI -XVII вв. был столицей Испании. Сейчас это большой промышленный город на берегу реки Писуэрги:

Кафедральный собор Ла-Сео в испанском городе Сарагоса:

Собор Богоматери с Колонной в Сарагосе, посвященный Деве Марии, покровительнице Испании: