Порт роял. Пиратская столица Порт Роял — самый греховный город на земле. — «Капитан Джек Воробей!»

Порт - Ройял (Port Royal), город расположен на юге острова Ямайка, к югу от Кубы.
Он был основан англичанами, а в 1655 году, контроль над ним перешел в руки испанцев. Порт - Ройял стал укрепленным поселение, с хорошей, большой и глубокой гаванью, где впоследствии пришвартовывалось более 500 судов.

«Пиратским Вавилоном», называли вплоть до конца XVII века город Порт-Ройял, столицу острова Ямайки; город, судьба которого доказала, что хоть иногда, но высшие силы все же наказывают зло на Земле...
Англичане, отнявшие в 1655 году Ямайку у испанцев, основали здесь Королевскую африканскую компанию, занимавшуюся торговлей рабами-неграми.

Ямайка стала главным невольничьим рынком в мире. А кроме того, ненасытные купцы из Порт-Ройяла приращивали свои капиталы, заключая договоры с карибскими пиратами.
Купцы снаряжали суда и скупали награбленное в пиратских рейдах; не удивительно, что порт ямайской столицы скоро стал основной базой и любимой гаванью «джентльменов удачи».
Порт-Ройял заполнили преступники и ловцы наживы из всех стран мира.
Здесь никто не интересовался происхождением денег у того или иного человека, привезенных им товаров, - а тем более, прошлым удачливого дельца... Вокруг гавани один за другим открывали свои двери трактиры, гостиницы, игорные и публичные дома.

После карательной экспедиции, пираты удалились с острова Тортуги, опасаясь новых набегов испанцев. И начиная с 1670-х годов, начался двадцатилетний пиратский бум в Порт-Ройяле.

Порт-Ройял, стал большим и оживленным портом, который мог соперничать, даже с таким городом как Бостон. Семи тысячный Порт-Ройял, практически был захвачен пиратами. С одной стороны, пираты были презираемы за пьянство и проституцию,с другой, их любили за их добычу, которую они привозили, после своих вылазок.

Прилавки бесчисленных магазинов ломились от драгоценностей, заморских тканей и редкостного оружия.
Пираты в роскошных камзолах, с яркими платками на головах и серьгами в ушах гордо прохаживались по улицам, пили из золотых кубков, ели на серебряной посуде, одевали своих любовниц, словно королев, и бесшабашно сорили дукатами, цехинами, пиастрами...

Скандальная слава шикарного и распутного города на Антильских островах, гнезда пиратства и работорговли, достигла Европы.
Влиятельные люди Англии потребовали положить конец процветанию «Вавилона», недавно - жемчужины в британской колониальной короне, теперь - рассадника всемирного разбоя.
Сам король принял решение о военной экспедиции на Ямайку.
Но «лобби» ямайских купцов-миллионеров было слишком сильным и в Лондоне.
Подкупив высших придворных сановников, покровители пиратов остались безнаказанными...

Среди лихих флибустьеров, осевших в Порт-Ройяле, были столь заметные личности, как Генри Морган, получивший у пиратов (!) прозвище Жестокий.
Морган, поначалу морской грабитель, а затем командующий британскими военно-морскими силами на Ямайке, попытался-таки сделать Порт-Ройял более мирным и законопослушным городом; для этого он принялся столь же беспощадно преследовать своих бывших «коллег», как прежде вместе с ними обирал мирные суда.
Но Генри Жестокий скончался, так и не справившись с карибскими пиратами. (Занятно, что Морган стал основателем знаменитого рода американских миллиардеров; его потомок Дж. П. Морган в начале ХХ века считался богатейшим человеком в США...) А Порт-Ройял продолжал себе шуметь и веселиться, пока...

Это случилось в полдень, седьмого июня 1692 года. Голубое безоблачное небо внезапно сплошь покрыли тучи, разразилась страшная тропическая буря с ливнем. Затем под городом содрогнулась земля. Дома мгновенно стали грудами развалин, вспыхнули пожары.
Морские волны вторглись на сушу, снося остатки зданий. Огромная полоса побережья вместе со многими кварталами погрузилась в воду.
Пять тысяч человек за несколько секунд нашли свою смерть в огне, воде или под руинами. На дно пошли несметные сокровища, горы награбленного золота, склады с товарами. «Пиратский Вавилон» перестал существовать быстрее, чем солнце склонилось к горизонту...
Верующие говорили: «Грехи их переполнили чашу терпения Господнего».

Сегодня, Порт-Ройял, это маленький рыбацкий поселок находящийся недалеко от Кингстона. Порт-Ройял привлекает многих туристов и охотников за сокровищами, которые проводят постоянные обследования, и находят ценные вещи давно затонувшего порта, который когда то называли «Содом Нового Света».

Порт Ройал (Port Royal) — небольшой городок на острове Ямайка, построенный англичанами еще в конце 17 века. Также известен под названием «сокровищница Вест-Индии».

Первое поселение (форт) было основано испанцами еще в 1518 году. Начиная с 1655 года, после захвата англичанами у испанцев острова Ямайка, Порт Ройал становится столицей острова. В 1655 году на Ямайке практически не было испанцев, поэтому англичанам не составило труда захватить остров.

С этого времени город становиться наиболее важным портом среди английских колоний в регионе. Во второй половине 17-го века более 90% всех английских кораблей, прибывавших в Карибский регион, шли именно в Порт Ройал. Вся продукция с острова вывозилась в метрополию только через этот порт. Трудно переоценить ту роль, которую сыграл город в истории острова того времени. Поэтому отдых на Ямайке как здесь: http://www.calypso-tr.com/yamajka/ будет не полным без посещения этого исторического места.

В конце 17-го века город представлял собой крупное поселение, где было около 2 тысяч одноэтажных кирпичных зданий и проживало более 7 тысяч человек, среди которых было около 1 тысячи пиратов. Из-за присутствия многочисленных пиратов, порт в те времена имел еще одно название: «одно из самых безнравственных мест на Земле».

Колониальная администрация порта лояльно относилась к пиратам, которые контролировали торговые пути между Панамой и Испанией. В гавани города корабли пиратов проходили ремонт, а команда отдыхала. В Порт Ройале базировались такие пираты, как Генри Морган (похороненный в 1688 году в городской церкви Св. Екатерины), Джон Дэвис и другие.

Вполне возможно Порт Ройал так и оставался бы столицей острова до настоящего времени, если бы не землетрясение 1692 года, во время которого большинство строений были разрушены или ушли под воду. Здания были построены прямо на песке, во время толчков песок разжижался и дома сползали прямо в море. Более 50 торговых судов и один 32 пушечный английский фрегат затонули в гавани порта.

После землетрясения английская колониальная администрация перебралась в деревушку под названием Кингстон.

В результате серии пожаров и мощных ураганов к 1728 году город был практически полностью уничтожен и все жители уехали в другие места. Поклонники фильма «Пираты Карибского моря» наверняка знают, что некоторые действия фильма проходили именно в этом городе.

По прихоти Ascaron расставшийся с замшелой Европой и отправившийся покорять новые земли. Однако рука не поднимается написать супротив него слово «клон». Вопреки законам математики, от перемены мест все слагаемые привлекательности «Патриция » сложились в нечто новое, узнаваемое внешне, но изрядно преобразившееся внутренне. Престарелый вельможа вдруг помолодел, приосанился, заимел бандитские повадки и, движимый страстью к приключениям, пустился во все тяжкие.

И все же они похожи, словно братья-близнецы; экономическая модель, система социального статуса, морские перевозки и постройка собственных предприятий… словом, все, за что дорог нам Patrician 2 , было аккуратно и бережно перенесено в Port Royale . Политическая ситуация, конечно, другая: никакой единой торговой организации вроде Ганзейской лиги, лишь четыре державы (Испания, Англия, Франция и Голландия), постоянно воюющих между собой, и атмосфера удалой вседозволенности вокруг. Действие происходит в морях и городах недавно открытого Карибского бассейна в один из четырех временных отрезков, начиная с 1570 года, когда владычество Испании в регионе казалось незыблемым, и заканчивая 1660 годом, в эпоху упадка испанских колоний и расцвета пиратства. Выбрав одну из сторон, начальный капитал и «характеристики персонажа» (без пресловутых ролевых элементов и тут не обошлось), игрок оказывается один на один с весьма похорошевшим, окрашенным в сочные тона, но знакомым интерфейсом.

Серьезных изменений не так уж много; ветераны Patrician 2 с легкостью освоятся в новом окружении. Впрочем, у тех, кому не довелось играть в предыдущее творение Ascaron, тоже не возникнет сложностей: Port Royale заметно проще и дружелюбнее предшественника. Картинка стала ярче, интерфейс — удобнее, а к деловой серьезности примешался дух романтики и приключений.

Бухгалтерия

Вы не знакомы с Patrician 2 ? Тогда я вкратце обрисую основные идеи. Движущей силой в Port Royale является торговля; морские грузоперевозки — надежный, хотя и не оперативный способ сколотить состояние и заслужить уважение сограждан. Теория обогащения проста — покупаем дешево, продаем втридорога, а разницу тратим на новые корабли, предприятия, ремонт, команду, вооружение и т. д. В отличие от Patrician 2 , глобальная морская карта изначально практически пуста, и нам предстоит самостоятельно разыскать на ней новые города. Бо льшую их часть составляют молодые колонии, что своеобразно отражается на геймплее: введено разделение на т.н. «governor towns», имеющие регулярное сообщение с Европой, и зависящие от них мелкие поселения. Соответственно, перечень товаров включает три категории: еда и сырье, спрос на которые везде одинаково велик, колониальные товары, предназначенные для отправки в Европу, и импортируемая продукция, хорошо расходящаяся в не имеющих связи с материком колониях. В условиях местного, трудно предсказуемого рынка эта система вводит некоторый элемент надежности. Цены, конечно же, меняются динамически в зависимости от величины спроса и наличия товара на городских складах.

По мере роста капитала появляется дополнительный путь к обогащению: собственные предприятия. Купив за круглую сумму право на строительство в городе и возведя обязательное представительство — склад (Storage), мы получаем возможность основать частное производство. Список доступных построек не так уж широк и варьируется от города к городу — сказываются географические и климатические особенности местности. Кроме того, часть товаров производится с меньшей эффективностью, что может заметно снизить прибыли. Правила успешного бизнеса очевидны — выпускать надо то, что пользуется наибольшим спросом и обещает минимум затрат; при этом не стоит упускать из виду загруженность складов и ситуацию с рабочей силой в городе. Как и в Patrician 2 , можно сооружать общественно-полезные здания, что увеличивает популярность среди горожан.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Но все эти торгово-экономические сложности, без которых был немыслим Patrician , непостижимым образом утратили свое значение в Port Royale . Дух беззакония, едкий дым пушек и легкая как попутный ветер нажива — вот соль здешних морей. Авторы мягко подталкивают игроков к простой мысли: быстрое богатство честными путями не достается; но кто здесь боится нечестных путей?

Заниматься морским разбоем разрешено сразу, достаточно лишь потратить стартовый капитал на набор матросов и приобретение пушек, и вперед, к славе — захват небольших слабых конвоев в считанные минуты сделает начинающего купца владельцем приличного флота. Продажа лишних кораблей приносит неплохую прибыль, а растущая огневая сила позволяет устраивать все более рискованные вылазки. При этом имидж грозного флибустьера вовсе не означает потерю репутации, поскольку победы над пиратами приносят и почет, и, нередко, немалые награды, а для «легального» грабежа торговых кораблей других наций всегда можно купить каперское свидетельство.

На этом приключения не заканчиваются: игра делает все, чтобы смягчить торговую тягомотину, подсовывая разнообразные задания, таинственные слухи и карты зарытых сокровищ… И, конечно же, бои: до двух десятков разномастных кораблей сталкиваются в жестокой схватке, величественно скользя по волнам, лихо кружась и засыпая друг друга ядрами, превращая кровавую забаву в форменный балет. Простора для тактического ума не так уж много, и обычно после предварительной раздачи приказов остается лишь любоваться изящными и смертоносными па воюющих флотилий. Впрочем, отнюдь не всегда дело решает лишь превосходство в силе. Например, боеприпасы могут закончиться в самый ответственный момент, а недостаток людей в команде запросто позволит коварному врагу взять на абордаж ключевой корабль. Приходится обращать внимание на различные мелочи, что, конечно же, приятно.

В Port Royale понятие отдельного корабля исчезло, теперь под нашим началом только конвои и их капитаны (тоже, кстати, со своим набором растущих со временем параметров). Это упрощает и торговые, и ремонтно-закупочные операции — налицо еще один шаг вперед по сравнению с Patrician 2 . Количество конвоев, как, впрочем, и число городов, в которых можно строить собственные предприятия, зависит от ранга — местного варианта привычного для ролевиков «уровня» персонажа, который повышается путем совершения удачных торговых сделок, морских побед, успешного выполнения миссий и т. д.

Семь футов под килем

Число особенностей слишком велико для небольшой рецензии — за кадром осталось многое, но вывод не стыдно сделать уже сейчас: Port Royale оправдывает потраченное на него время. Конечно, недостатки есть. Интерфейс все еще достаточно неудобен и перегружен, морские сражения, несмотря на свою зрелищность, зачастую однообразны, миссии типичны и скучны, AI, похоже, удостоился лишь поверхностного внимания разработчиков… Кроме того, в процессе на свет то и дело вылезают всевозможные ошибки, не смертельные (выпадений на рабочий стол не наблюдалось), но досадные: нередко «пропадает» картинка, информационные окошки, напротив, отказываются закрываться, постоянно возникают сложности с сетевой игрой… Этот раздражающий балласт лишил Port Royale «Нашего выбора», и все-таки высокую оценку он получает по праву. Красочная графика, приятная музыка, глубокая стратегическая основа (с хорошей родословной) и атмосфера добротного пиратского романа — все составляющие удавшегося проекта налицо.

В общем, смело покупайте шампанское, бейте его с размаху об монитор, и счастливого вам плавания. Может, где-нибудь там, среди соленых волн, мы еще встретимся…

— «Капитан Джек Воробей!»

Эта реплика из кинофильма «Пираты Карибского моря» стала узнаваема практически во всем мире. Услышав её, на ум приходит следующая картина: беспощадные пираты, сундуки с сокровищами, корабли на черных парусах с черепами, запах пороха, разбой, пьянящий вкус рома. Всё это является неотъемлемой частью той славной эпохи, эпицентром которой стала знаменитая пиратская столица – Порт-Ройал.


Середина ХVII века для Западной Европы была исторически важным периодом. В это время велись непрерывные конфликты между господствующими странами: Испания, Голландия, Англия, Франция. Естественно вопросы касались территориального расширения и зон влияния в водах Тихого океана. История небольшого городка на юге Ямайки началась с острого англо-испанского противостояния.

Первые воспоминания о Порт - Ройале датируются еще началом ХVI века. В 1518 году на одноименном мысе был основан город - порт Кагуэй. Особенности его географического расположения впоследствии послужили отправной точкой развития юго-восточного побережья Ямайки. К середине ХVII века Кагуэй (будущий Порт-Ройал) стал очень важным торговым звеном Нового Света.

В 1654 году английский полководец Оливер Кромвель объявил о морском походе, результатом которого должно было стать покорение испанских колоний в заливах Карибского моря. Армия численность почти десять тысяч человек под командованием двух доверенных лиц Кромвеля — адмирала Уильяма Пенна и Роберта Венейблза — достигла берегов Санто Доминго на острове Гаити. Но как только флотилия вышла на берег, её встретил ожесточенный отпор вооруженных испанских партизан.

Озлобленные англичане были вынуждены отступить, и тогда их взгляд пал на беззащитную на первый взгляд Ямайку, где держать оружие в руках могли лишь несколько сот ополченцев. Последние, не выдержав атаки, отошли вглубь острова, но англичане, увлеченные быстрой победой, не пошли дальше, а остались у побережья. Пользуясь промедлением, испанские жители острова собрали свои пожитки, выпустили рабов и в срочном порядке переправились на Кубу. Оставшиеся же рабы организовались в банды и шайки, став первыми пиратами Ямайки.

Старая карта Порт-Ройала и окрестностей | wiki

Со временем на острове стало селиться всё больше англичан. За несколько десятилетий Порт-Ройал превратился в центр торговых путей Нового Света, где с одной стороны базировались представительства влиятельных торговых компаний и находилась база королевского флота, а с другой процветала контрабандная торговля и пиратство. Здесь можно было без препятствий сбыть награбленное и хорошенько развлечься в местных трактирах и публичных домах. Порт-Ройал как магнит притягивал к себе всевозможных дезертиров и разбойников. На пирсе они нанимались в команды кораблей, после чего уходили на «дело». Некоторые из них возвращались с долгожданной добычей, другие – с пулей во лбу: торговые корабли стали стали нанимать охрану для своей защиты. Пираты организовали на Ямайке нечто вроде своего государства со столицей в Порт-Ройале. Англичане же закрывали на это глаза – морские разбойники обязались не нападать на британских торговцев, но зато не давали покоя испанцам, устраивая постоянные налеты на их острова и корабли.

Генри Морган

Пика своего развития Порт-Ройал достиг во времена знаменитого английского пирата Генри Моргана. Он понимал, что разграбление небольших поселений и островов не дает существенного прироста прибыли, поэтому нацелился на более крупную добычу. Таковой стал город Панама, славившийся своими богатствами, накопленными благодаря торговле золотом и серебром. Для задуманного ему нужно было большое войско, которое пират, служивший английской короне, сумел получить после переговоров с пиратами Тортуги и Гоавы.

Предприятие Генри Моргана оказалось успешным, и в 1671 году войско пирата разграбило город. Поговаривали, что добыча капитана была столь велика, что увезти её в Порт-Ройал удалось только через неделю. Домой разбойники вернулись победителями.

Но существование самой пиратской столицы подходило к концу – через 21 год после похода Генри Моргана в окрестностях острова произошло сильнейшее землетрясение. Поднявшаяся вода затопило 2/3 города, погубив почти все его население – видимо, сам Всевышний решил наказать жителей Порт-Ройала за разгул и бесчинства. Интересно, что из 50 ушедших на дно судов лишь один принадлежал британским военным – все остальные принадлежали пиратским командам.


Порт Ройал на современной спутниковой карте с наложением карты города 17 века

Впрочем, выжившие через несколько лет отстроили город заново. Но Порт-Ройал будто кто-то проклял: через 11 лет почти все постройки в городе уничтожил сильный пожар, а «добили» пиратскую столицу последовавшие за этим ураганы.


В настоящее время часть зданий Порт-Ройал находится под водой на глубине около 15 метров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Внезапно откуда-то донеслись громовые раскаты, и город содрогнулся. А уже в следующее мгновение подземный толчок страшной силы превратил Порт-Ройял в груду развалин. Земля разверзлась, и в образовавшийся пролом с шумом ринулось море, накрывая собой все, что попадалось на пути: людей, дома, склады, повозки с лошадьми, лодки. С треском развалилась и рухнула находившаяся недалеко от залива церковь святого Павла. Последний печальный стон издал и скрылся под водой тяжелый церковный колокол.

Крупные суда, поднятые многометровыми приливными волнами, вторглись на берег и обрушились на крыши зданий, чтобы вместе с ними исчезнуть затем в гигантских затопленных водой расщелинах. В считанные минуты город перестал существовать. Безжалостная стихия унесла свыше 5 тысяч жизней — большую часть населения Порт-Ройяла. Произошло это 7 июня 1692 года в 11 часов 43 минуты.

Но откуда известно точное время трагедии? Неужели у кого-то из немногих уцелевших хватило сил и мужества, чтобы хладнокровно зафиксировать этот страшный миг, который, должно быть, показался несчастным жителям Порт-Ройяла концом света? Нет, время показали часы, причем не простые, а золотые. Да-да, золотые часы, которые удалось поднять со дна участникам экспедиции во главе с Эдвином Линком, организованной в 1953 году Национальным географическим обществом США — для подъема затонувших сокровищ Порт-Ройяла и научного обследования затонувшего города. После одного из погружений поднявшийся на палубу аварийно-спасательного судна «Sea Diver» водолаз показал товарищам свою добычу: небольшой круглый блестящий предмет — золотые часы, циферблат которых был покрыт твердой известковой коркой.

Вполне резонно было предположить, что часы принадлежали кому-либо из жителей или гостей пиратской столицы, встретивших там свой смертный час в момент рокового землетрясения. Тогда же остановился и часовой механизм. Линк принялся за чистку и изучение часов. Прежде всего он заметил на внутренней стороне крышки гравировку: «Поль Блондель». Кто он: мастер, изготовивший часы, или их владелец, погибший в тот кошмарный день в Порт-Ройяле? Это еще предстояло выяснить, а пока снова за работу. Аккуратно сняв с циферблата коралловую корку Линк увидел римские цифры, составленные из множества крохотных серебряных гвоздиков. Стрелок же на часах не было: за два с половиной столетия их съела коррозия. «Теперь у нас есть возможность точно установить время гибели города,— сообщил своим помощникам Эдвин Линк. - Если стрелки разрушились уже после того, как кораллы покрыли циферблат, рентгеновские лучи помогут определить их первоначальное положение, зафиксированное на коралловом слое».

Всем, конечно же, не терпелось найти ответ на этот вопрос, но, увы, под рукой не было рентгеновского аппарата. Выручил знакомый зубной врач из Кингстона. День спустя Линк уже внимательно изучал снимки циферблата, на который вновь была «надета» коралловая корка. Просветившие ее лучи показали те места, где когда-то застыли железные стрелки, «растаявшие» затем в морской воде. Следы стрелок на снимках просматривались довольно отчетливо: линия покороче находилась чуть левее двенадцати, а та, что подлиннее, немного поднялась над восьмеркой. Иными словами, часы остановились незадолго до полудня или полуночи.

Чтобы окончательно прояснить ситуацию, Линк послал находку в лондонский Музей науки и техники: там имеется лучшая в мире коллекция старинных часов и работают специалисты, знающие о них все. Вскоре в Кингстон пришла телеграмма из Лондона: «Часы изготовлены в 1686 году Полем Блонделем из Амстердама. Они показывают 11 часов 43 минуты». До сих пор было известно лишь, что трагедия обрушилась на Порт-Ройял жарким июньским днем, теперь благодаря находке на морском дне удалось установить и точное время землетрясения.

Экспедиция Эдвина Линка работала в подводном городе два с половиной месяца. За это время на палубе «Sea Diver» побывало немало морских трофеев: медные ковши с длинными ручками, сломанные оловянные ложки, миски и другая кухонная утварь, бутылки из-под вина и пузырьки для лекарств, кровельная черепица и обломки кирпичей. Конечно же, и эти предметы, относящиеся к XVII веку, представляли немалый интерес для историков и археологов. Но часы оказались единственным золотым изделием, найденным членами экспедиции. Наступила пора сильных ветров, и работы пришлось сворачивать. «Sea Diver» снялся с якоря и взял курс на Флориду.

Пожалуй, более удачливым с этой точки зрения оказался другой исследователь Порт-Ройяла — Роберт Моркс. В 60-х годах по заданию правительства Ямайки он провел довольно масштабные археологические поиски на бывших площадях и улицах покоренного морем города. «Это крупнейший объект подводной археологии во всем Западном полушарии,— писал ученый на страницах американского журнала „National Geographic". - Сейчас мы располагаем уникальной возможностью выяснить, как выглядел целый город XVII века. При раскопках нам попадается даже пища, например масло, ставшее твердым, как камень. Мы знаем, какой табак курили тогда — нашли целый лист табака. Мы можем сказать, какие крепкие напитки пили в то время: подвергли анализу содержимое закупоренных бутылок. Там оказались ром, вино и. брэнди. Мы подняли около 250 почти невредимых предметов оловянной посуды. Это больше, чем было найдено на всех других подводных археологических объектах Западного полушария, вместе взятых. Мы нашли шесть тысяч глиняных трубок, серебряные изделия, карманные часы и медный аппарат для перегонки рома».

Но были у Моркса находки и поинтереснее, чем имущество порт-ройялского самогонщика. В один прекрасный день водолазы достали со дна сундук с гербом испанского короля Филиппа IV. Сундук доверху был наполнен отлично сохранившимися серебряными монетами второй половины XVII столетия. Как предусматривалось договором, клад перешел в собственность ямайских властей.

Нет сомнения, что Порт-Ройял еще не раз порадует подводных археологов и искателей счастья: ведь найдена лишь малая толика тех богатств, которые находились в городе в момент его гибели. Известно, что располагавшиеся вдоль пристани портовые склады всегда были битком забиты золотом, серебром и дорогими товарами, ожидавшими отправки в Европу: ведь в Порт-Ройяле в те времена сходилось множество морских торговых путей, соединявших крупнейшие гавани мира. К тому же город служил пристанищем многих пиратов, свозивших сюда свою добычу. Вот почему до сих пор ходят легенды о подводных кладах Порт-Ройяла, привлекающие сюда толпы туристов. В ясные дни на специальных лодках с прозрачным днищем они выходят в море и с любопытством всматриваются в синие воды-залива. Когда солнце светит особенно ярко, перед туристами предстает безмолвный мертвый город. Впрочем, кое-кому порой даже чудится доносящийся из глубины колокольный звон...