Маршруты автостопом по европе. Едем в Европу самостоятельно! Голландия Holland Netherlands

Обновлено: 2019-8-5

Олег Лажечников

37

Вдогонку к предыдущему посту про веселый и непринужденный . Навеяло, так сказать.

Довелось мне поездить и автостопом, посмотреть на дороги Франции со стороны автостопщиков. И что я могу сказать — автостоп тут есть, хотя потихоньку заменяется ковватюражем (covoiturage).

Covoiturage — это вид передвижения, когда водитель и пассажиры скидываются на бензин и на оплату дорог. Есть специальные сайты для этого, где можно найти друг друга, типа . Причем^ это настолько популярно, что предложения водителей расхватываются^ как горящие пирожки. Я не смог уехать из Гренобля таким образом, все было уже занято. Некоторые водители даже зарабатывают таким образом, ставят цену выше, чем затраты на дорогу, и гоняют туда сюда.

Сейчас и в России это уже есть, сайт тот же — . Сервис пришел к нам из Европы и имеет точно такое же название.

Автостоп по-французски

Первый раз, когда я вышел на трассу, то как обычно встал с поднятой рукой в ожидании машины. И стоял так 1,5 часа. Странно, ведь автостоп в Европе должен быть намного более развит, чем в России, и уже даже думал расстроиться, ведь впереди меня ждали еще 800 км.

Однако на следующей остановке я познакомился с французским автостопщиком, и он научил меня стопить правильно, по-французки. А заключалось это в небольшой театрализации своих действий. Нужно махать руками, улыбаться, смеяться, прикалываться, обращаясь в драйверам, махать им табличкой, и немного пританцовывать. Непривычно немного, но зато намного веселее и теплее. Все-таки ноябрь уже холодноват для автостопа.

Во Франции в ходу таблички, где надо написать название города, куда ты едешь. Или даже лучше тех населенных пунктов, что встречаются по дороге. Тем самым больше шансов заполучить нужного водителя.

На самом деле встречаются и совершенно обратные ситуации, доказывающие, что автостоп во Франции жив. Меня подобрала машина, в которой уже было 3 человека, да еще и собака. При этом они позвонили своим знакомым, чтобы узнать, не поедут ли те в город Лион, и не возьмут ли меня.

Автостопом по автобану или обычной дороге?

Так как во Франции есть платные и бесплатные дороги, то стиль передвижения по ним отличается.

Платные дороги — это автобаны, по которым пешеходам перемещаться запрещено, а значит, на обочине стоять тоже нельзя. И ездят постоянно специальные машины, проверяющие все ли в порядке на дороге, в том числе и наличие пешеходов. Единственными допустимыми местами являются автозаправки, паркинги, и пункты оплаты дороги (Peage). Но на самом деле реально стоять только на последних, так как паркинги и заправки встречаются редко.

Ограничения связаны с безопасностью людей. Есть даже такая шутка: пешеход на автобане не живет дольше 15 минут. Ее нам рассказал человек, когда-то работавший в дорожной службе и подобравший нас, как раз прямиком на автобане.

Пиажи располагаются на въездах и выездах на автобан. Соответственно, нужны только въезды. Тут кроется главный минус перемещения по автобанам. Весь трафик проходит мимо вас. Так как вы стоите всего навсего на въезде на автобан из какого-нибудь населенного пункта, а не прямиком на дороге. И если этот пункт полная пердь, и машин там 1,5 в час, то есть все шансы зависнуть там надолго. Так что учитесь танцевать! Хороший автостопщик — танцующий автостопщик!

Перемещение по бесплатным дорогам очень напоминает ситуацию в России. Стой себе на обочине сколько влезет и жди машину. Но на дальние расстояния французы, как правило, ездят именно по автобанам, и поэтому тут скорее всего придется довольствоваться короткими перебежками, или надеяться на водителя, желающего сэкономить. Есть еще один небольшой минус такого варианта — сеть дорог очень разветвленная, без хорошей и подробной карты можно уехать к черту на рога. А также очень много мелких и не очень мелких населенных пунктов по дороге. В этом плане автобаны выигрывают — прямая дорога с нормальными скоростными ограничениями, без городов, без светофоров, и с водителями, едущими далеко.

Языковой барьер во Франции

Так сложилось, что ни один из подвозивших меня водителей не говорил по-английски. Точнее один говорил, но очень плохо. Есть мнение, что французы из принципа не любят говорить на английском языке, даже если его знают. Я пока с таким не сталкивался, но факт, что не все знают английский язык, несмотря на то, что это Европа, есть.

Поэтому только одного английского не хватит, нужно владеть еще языком жестов, иметь Google Translate на смартфоне. Не лишним будет выучить хотя бы несколько фраз на французском.

Надеюсь, кому-нибудь пригодится эта информация относительно автостопа в Европе, и в частности Франции. И хоть я пару раз зависал на пару часов на дороге, я очень доволен поездкой и полученным опытом.

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Выбрать страховку сейчас нереально сложно, поэтому в помощь всем путешественникам я составляю рейтинг. Для этого постоянно мониторю форумы, изучаю страховые договоры и сам пользуюсь страховками.

Лайфхак 2 - как найти отель на 20% дешевле

Спасибо, что прочитали

4,76 из 5 (оценок: 63)

Комментарии (37 )

    Кристина

    Михаил

    Lina

    Игорь Щепетов (Германия)

    Игорь Щепетов (Германия)

    RivNN

    Дарья

    Verex

    Verex

    денис

    tenne

    Прогулки по Парижу

    Kirill

    Дмитрий

    Именно таким громким заголовком мы обозначим данную заметку, но перед тем как начать, необходимо оговориться, что данная статья носит исключительно описательный характер и базируется на основе личного опыта путешествия автостопом по Германии и Австрии и рассказов встреченных на пути людей. В силу вышеописанного Ваш опыт автостопа по Европе может быть совершенно иным. Кроме того, если вы попали на данную страницу исключительно с целью прочитать полезные советы для путешествия автостопом по Европе, то можете смело пропустить часть текста и прочитать только заключение.

    Данная карта очень и очень хороша. Кроме того, она позволит Вам гораздо лучше ориентироваться в ниже описанных событиях.

    Автостопом из Зальцбурга до Мюнхена – 145 километров

    Итак, наше первое путешествие на попутке началось в славном немецко-австрийском городе Зальцбурге. Нашей целью дня было добраться до Дрездена. Владеем мы только английским языком, но по многочисленным отзывам и советам решили, что это не будет проблемой. Наш хороший товарищ высадил нас на автозаправке, выезд с которой выходит на автобан А8, ведущий к Мюнхену (München). Мюнхен же расположен таким образом, что его не миновать, если вы хотите добраться до любого другого города Германии из Австрии. У нас с собой были карманные карточки-календари с видом Иркутска, которые мы собирались и успешно дарили каждому водителю, подвозившему нас.

    Теперь картина маслом: стоим мы вдвоем на идеально расположенной автозаправке в 10 утра, с идеальным настроением, с идеально нарисованной табличкой, на которой черным по картону написано с одной стороны Дрезден, с другой — Мюнхен. Стоим час - я, как особь мужского пола, стою на выезде со стоянки с табличкой, Екатерина, как особь более привлекательно пола, активно спрашивает водителей, смогут ли они нас подбросить. Стоим два – немного едим и иногда болтаем с людьми, которые бы и рады, да мест нет. Стоим три – пишем нашему товарищу, что, мол, неправильная остановка, встречаем другого автостопщика из Франции и выясняем, что остановка правильная. И наконец, барабанная дробь, стоим четыре - паникуем, осматриваем леса на наличие удобных спальных мест, понимаем, что автостоп, да и вообще путешествия не для нас и думаем, как поменять билеты, чтобы улететь уже завтра домой.

    И, вот теперь уже без шуток, наконец, подъезжает фургон с очень добрым на вид французом с дредами, который предлагает довести нас до Мюнхена. Естественно мы соглашаемся, тем более что в Мюнхене (пока стояли, мы смогли договориться) нам передадут ключи от квартиры, где мы сможем переночевать, если успеем доехать до обозначенного места к шести часам.

    В машине нашего первого водителя оказалась собака, предположительно по кличке Нуни, и сидение в фургоне без ремня безопасности. Кроме этого, знакомство с нами он начал с того, что сказал, что его машина едет медленно, но почти никогда не ломается. Мы дружно посмеялись и с радостью полезли в его фургон к приветливой собаке. В данном месте нам снова необходима барабанная дробь, ведь через час дороги машина ломается. И, как вы понимаете, ломается она на автобане, который перейти нельзя, машину на котором поймать нельзя и вообще стоять надо за ограждением.

    Автобан и ожидание с нашим водителем эвакуатора

    И вот тут начинается самое интересное, точнее, появляется. После звонка в аварийную службу у нас появляется шанс оценить немецкую пунктуальность. По телефону нам говорят, что машина, которая увезет нас до автозаправки, а фургон — до мастерской, будет в течение часа, именно на такое расстояние мы отъехали от Зальцбурга. После 1,5 часов простоя на обочине знаменитых скоростных автобанов и разговоров про судьбу и особенности поведения собак мы понимаем, что немецкая пунктуальность — ложь и что к шести часам в Мюнхен нам не успеть. Но через два часа стояния и смотрения вдаль в ожидании желтого грузовика, мы погружаемся: сначала в фургон, а потом вместе с фургоном в аварийно-спасательный грузовик. Тем самым, у нас даже была поездка на «втором этаже» с прекрасными видами на бескрайние зеленные поля. К счастью, данная поездка продлилась недолго, и на ближайшей автозаправке мы уже снова стояли со знаком в поисках машины до Мюнхена, ибо время уже было ближе к вечеру, и наши шансы доехать до Дрездена были ничтожно малы.

    Волей судьбы на данной автозаправке мы опять встретили уже знакомого нам автостопера и кроме этого познакомились с еще одним, играющим на губной гармошке и танцующим с целью привлечения внимания водителей. В силу того, что денег у нас было не так много, и будущее нам казалось совсем туманным, удовлетворять свои физиологические потребности я ходил исключительно в кусты за автозаправкой. И вот, в первый же раз такого моего ухода к Екатерине подошли двое ребят в белых халатах и предложили довезти до самого богатого города Германии. К нашему счастью, после того, как я вернулся из кустов, их желания не изменились, и, о чудо, через пять минут мы уже мчались на машине скорой помощи в Мюнхен. Здесь стоит сразу отметить, что обычно машины скорой помощи, аварийно-спасательной службы и, по рассказам, полиции не берут попутчиков даже в Европе. Через час мы уже были в Мюнхене. В целом мы потратили около 9 часов, чтобы преодолеть расстояние в 150 километров.

    Автостопом из Мюнхена до Потсдама - 555 километров

    На следующий день наши планы немного поменялись, и нам уже было необходимо добраться до Берлина, а точнее до Потсдама (Potsdam), что по сути один город разделенный парой станций метро. Мы, воспользовались картой на Hitchwiki, и пошли, судя по отзывам, на великолепную точку для поиска машины в направлении Берлина (трасса А9). Через пять минут стояния и размышлений о том, что зря мы не поверили отзывам о том, что единственный минус ожидания здесь — это наличие муравьев, и рюкзак ставить на землю нельзя, тормозит машина, и молодой парень предлагает довезти нас до Дрездена. Мы наотрез отказываемся и говорим ему, чтобы он нас высадил на автозаправке перед Хофом. Он соглашается, тем более, что ему по пути.

    Высадил он нас не на автозаправке, но, как показалось ему, на дороге перед Хофом (Hof), которая очень удобна для того, чтобы поймать машину на Берлин. Мы были не против, потому что было довольно рано, половину пути до Берлина мы уже проделали и место располагалось вблизи довольно милой лужи с утками, рядом с которой было решено перекусить.

    В режиме ожидания машины до Берлина

    Затем мы стояли около часа в безуспешной попытке поймать машину, пока добрый рабочий не убедил нас на немецком языке сменить местоположение и перебраться посредством его машины на ближайшую автозаправку. Когда мы вручали ему открытку, то он был настолько растроган, что кажется, если бы мы в спешке не покинули его машину, расплакался как пожилой дорожный немецкий рабочий. На автозаправке мы простояли еще около часа, пытаясь найти машину, которая ехала бы не в Хоф. Но, по традиции, когда мы уже отчаялись, к нам сам подошел молодой парень с примечательной внешностью и серьгой в ухе и на ломанном английском сказал, что будет рад подвезти нас до Лейпцига, Потсдама или Берлина. По пути из Хофа в Потсдам мы поняли, насколько это замечательно, когда водитель не знает английский язык, и можно просто расслабиться, погрузиться в свои мысли и тупо пялиться на однообразные пейзажи приавтобанной немецкой действительности. Итогом, чтобы добраться из Мюнхена до Потсдама автостопом нам потребовалось около 8 часов.

    Автостопом из Дрездена до Мюнхена - 469 километров

    Следующий раз мы воспользовались автостопом, будучи уже в составе трех человек - Меня, Екатерины и моего хорошего друга немца Фрица. Нам было необходимо добраться из Дрездена до Мюнхена (трасса А92). В Дрездене мы воспользовались тем, что наш товарищ — немец и, соответственно, говорит по-немецки. В силу этого мы просто стояли в сторонке и ждали, пока он сможет найти и договориться с водителем. Не прошло и десяти минут, как милая женщина согласилась подвезти нас троих до Хемница (Сhemnitz). Далее была заправка, на которой нам не удавалось найти машины, которая вместила бы нас втроем вместе с тремя рюкзаками, поэтому Фриц, получив утвердительный ответ на вопрос, все ли с нами будет хорошо, договорился с водителем спортивной двухместной машины и уехал. Мы в очередной раз немного попаниковали, и после этого Екатерина нашла милого немецкого мужчину, не говорящего по-английски, который согласился нас подвезти, как мы поняли, до Ре́генсбурга (Regensburg), что в принципе было по пути. В машине мы обнаружили очень строгую немецкую бабушку, и наша дорога проходила в молчании. Когда мы начали видеть знаки, что через двадцать километров будет Мюнхен, мы поняли, что надо внимательней слушать водителей и, наверное, лучше их переспрашивать. Тем не менее, когда мы уже прощались и вручали нашему очередному водителю карточку, нам удалось выяснить, что он ехал в Розенхайм (Rosenheim) и Мюнхен был ему совсем по пути. Для того чтобы доехать из Дрездена до Мюнхена нам потребовалось примерно 7 часов.

    Автостопом из Линца до Вены — 184 километра

    Последний раз мы воспользовались автостопом при переезде из Линца (Linz) до Вены. По традиции моя хорошая знакомая добросила нас до автозаправки, после которой единственный выход у машин — это автобан, ведущий в Вену. После часа скитаний от заправки до стоянки перед ресторанами к нам в очередной раз подошел молодой человек из Словакии и предложил довезти на своем служебном фургончике до остановки (в Австрии подобные остановки называются Parkplatz), где есть бесплатный туалет и Wi-Fi. Водитель немного говорил по- английски, и кроме этого, то ли немного знал русский, то ли словацкий язык так похож на русский, но нам с ним немного удалось поболтать. К сожалению, высадил он нас на стоянке, которая находится на объездной дороге, и в массе своей машины, проходящие по данной дороге, нацелены объехать Вену и направиться в Словакию. На прощание наш водитель дал нам двухлитровую бутылку фруктового чая, получил свою открытку и отправился домой. После очередных безуспешных попыток договориться с австрийцами, одетыми в дорогие костюмы, взять нас, мы в очередной раз отчаялись и решили есть. Ощущения, когда ты находишься в двадцати километрах от пункта назначения и не можешь туда попасть, получая самые разнообразные отказы (например, кто-то говорил, что у него служебная машина, кто-то — что будет говорить о бизнесе, а некоторые отказывали просто без объяснения причины) непередаваемы и совершено бесценны. Через час Екатерине удалось договориться с молодым австрийцем, который вовсе и не австриец по национальности, а словак, чтобы он поговорил со своим отцом, чтобы тот смог нас подвезти. Их переговоры на немецком прошли успешно, и через час мы были в Вене. Чтобы добраться из Линца до Вены автостопом нам потребовалось около 4 часов.

    Вот такие чудеса техники можно наблюдать практически вдоль всех дорог, когда вы путешествуете автостопом по Европе

    Заключение или советы тем, кто собрался путешествовать автостопом по Европе

    1. Как нам показалось и по замечаниям многочисленных знакомых, путешествовать автостопом по Германии легко, приятно и удобно. Путешествовать же автостопом по Австрии труднее, особенно если не знаешь немецкий язык.

    2. Путешествовать вдвоем и даже втроем с помощью автостопа можно и даже нужно. Путешествовать по Германии и Австрии, не зная немецкий, тоже можно и иногда даже удобно, так как это дает вам возможность отдохнуть во время длительных переездов между городами.

    3. Если вы собираетесь путешествовать автостопом, то будьте готовы к тому, что вам придется подходить и разговаривать с людьми. Подходить необходимо самим и спрашивать, причем постоянно и всех. И да, вы будете получать различные отказы, но если вы просто будете стоять со знаком, то ваши шансы уехать будут меньше, чем ваши шансы провести ночь в лесу рядом с заправкой.

    4. Да, для того, чтобы путешествовать автостопом по Германии и Австрии вам надо знать расположении нужных бензоколонок и стоянок, потому что голосовать на автобанах запрещено и опасно для жизни. Кроме этого, если вы не знаете, где вас лучше высадить, то водитель высадит вас там, где ему удобно, а это, скорей всего, не самое лучшее место для продолжения движения к намеченной цели.

    5. Если вы собрались путешествовать, то следующий сайт должен стать вашим «настольным сайтом» на весь период подготовки к путешествию - http://hitchwiki.org/ . Там есть хорошие советы для путешествующих автостопом, карты с местами для начала путешествия и отзывами уже бывалых автостоперов.

    6. Начинать передвижение автостопом лучше как можно раньше. Во-первых, люди, переезжающие из города в город, также планируют свою поездку с утра. Во-вторых, у вас будет больше времени до наступления темноты. В-третьих, вы будете свежи, бодры и радостны, что увеличит ваши шансы найти водителя. В-четвертых, если вы встали на плохую точку, у вас будет время для того, чтобы её поменять.

    7. Путешествовать автостопом в Европе совсем не страшно. Кроме того, это весело и крайне эмоционально. Даже не смотря на то, что периодически мы были в панике и отчаянии, человеческие существа, которые нас подвозили, были настолько разнообразны и настолько добры, что это точно того стоит.

    Пожалуй, на данный момент это все советы людям, собирающимся поехать автостопом по Германии и Австрии, за которые мы можем поручиться. Если же вы уже пробовали автостоп или знаете какой-то хороший совет, который необходимо знать начинающим автостопщикам, то оставляйте его в комментариях, мы будем Вам крайне признательны.

    Вконтакте

    Настало время подвести финансовые итоги . В этой статье я расскажу о маршруте поездки, какова была его длина и сколько дней я отдыхал, о расходах и поделюсь полезными советами.

    Самостоятельное путешествие в Европу пролетело вихрем, как один день. За 16 дней пребывания в Северной Европе было покрыто 4 182 км в оба конца . Маршрут был следующим: Москва — Санкт-Петербург (687 км ), Санкт-Петербург — Турку (559 км ), Турку — Стокгольм (на пароме 200 км ), Стокгольм — Хельсингборг (587 км ), Хельсингборг — Копенгаген (58 км ).

    Бюджет самостоятельного путешествия в Европу

    Расходы на снаряжение

    С собой у меня был 80-литровый рюкзак, упакованный самым необходимым: спальник, надувной коврик, аптечка, кое-что из вещей. Все уже было в наличии до начала поездки. На эту статью расходов я не потратил ни копейки.

    Расходы на транспорт

    На большей части моего пути их просто не было, потому что я путешествовал автостопом, который прекрасно работает в Европе, несмотря на запрет голосовать на скоростных трассах. Долго стоять на обочине не приходилось, расстояния между крупными населенными пунктами в Европе, в отличие от России, небольшие, дорожное покрытие идеально ровное.

    Вследствие чего я быстро перемещался между городами и европейскими столицами. Единственный раз я заплатил за проезд, когда покупал билет на паром между Турку (Финляндия) и Стокгольмом (Швеция) и обратно.

    Расходы на питание

    Они были небольшими, потому что в Скандинавии повсеместно распространена система «шведский стол». Почти в каждой кафешке и ресторанчике можно заплатить небольшую фиксированную сумму и устроить себе гастрономический пир.

    За этот небольшой взнос вы имеете право сколько угодно раз подходить к лоткам с едой, на которых расставлены разнообразные блюда — мясные, рыбные, гарниры, салаты овощные и фруктовые, десерты. Я обычно плотно кушал раз в день и такой рацион меня вполне устраивал. Не надо было тратить время на покупку продуктов и их приготовление.

    Расходы на экскурсии

    На это тоже не пришлось тратить деньги, потому что я сам устраивал себе неплохие познавательные прогулки по европейским столицам. К тому же близкое знакомство с местным населением очень помогает отыскать такие интересные неисхоженные места, которые не указаны ни в одном путеводителе.

    Итак: каковы же были мои расходы на самостоятельное путешествие в Европу?

    NB! За 16 дней автостопной поездки я потратил 150 евро или что-то около 6 000 руб. в пересчете на российские деньги.

    За эту сумму я объехал три европейских страны: , и , получил массу позитивных впечатлений, познакомился с интересными людьми, приоткрыл для себя менталитет жителей Старого Света.

    Полезные советы

    Как получить шенгенскую визу

    Шенгенская территория включает в себя следующие страны Европейского союза: Нидерланды, Бельгию, Испанию, Италию, Австрию, Грецию, Люксембург, Португалию, Францию, Швецию, Германию, Финляндию, Данию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Словению, Венгрию и Мальту.

    Из стран, которые не входят в состав ЕС, в шенгенскую территорию входят Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария.

    Самые лояльные европейские посольства к гражданам России — это финское и испанское. Но я считаю, что наиболее простая процедура оформления шенгенской визы и самый маленький пакет необходимых документов для выдачи разрешения на въезд в ЕС — это у посольства Финляндии.

    Для этого вам потребуется предоставить следующее:

    а) заполненную анкету;

    б) оригинал загранпаспорта;

    в) фотографию размером 36×47 мм;

    г) страховой полис с лимитом страховой суммы не менее 30 000 евро;

    д) документы, по которым обосновывается цель и условия поездки.

    Для подтверждения последнего пункта достаточны распечатка брони с сайта booking.com либо план поездки, составленный в свободной форме. Заявление на визу можно подавать не раньше, чем за три месяца до начала поездки.

    Самое главное удобство подачи документов на получение шенгенской визы в финское посольство состоит в том, что финны не требуют справки с работы на фирменном бланке и выписку с банковского счета.

    Довольно много людей сейчас зарабатывают либо неофициально, либо в Интернете (фрилансеры ), поэтому такие условия очень подходят для них.

    Проще можно пересечь границу разве только что нелегалом, крадучись через контрольно-следовую полосу и держа в голове мысль: «Как бы не задеть попой колючую проволоку!».

    Узнать подробные требования к документам, подаваемым на получение финской шенгенской визы, можно .

    Где жить во время путешествия по Европе

    В Финляндии я останавливался у знакомой, к которой официально ехал в гости. В Швеции и Дании ночевал в гостевых комнатах при православных церквях.

    На самом деле в Европе нет никаких проблем с размещением, потому что в Старом Свете существует развитая широкая сеть хостелов , где за 10-15 евро за ночь вы получите отдельную кровать, чистую постель, бесплатный Wi-Fi, горячий душ и, иногда, завтрак.

    Этого набора вполне достаточно для бэкпакера , который больше сосредоточен на познавательной части самостоятельного путешествия, чем на личном суперкомфорте. Первое ни в коем разе не отменяет второго, но опытный странник соблюдает идеальный для себя баланс между удобствами для тела и пищей для ума в виде новых впечатлений и знаний о стране.

    Сайт booking.com вам в помощь.

    Знание английского языка

    Если скажу, что это помогает — не скажу ничего. Это, наверное, одно из самых основных требований для поездки в Европу. Но и пугать вас тоже не хочу. Не нужно быть экспертом-лингвистом или полиглотом, чтобы нормально общаться с европейцами.

    В странах Скандинавии английский язык является вторым по общеупотребительности после родного и пройденного базового курса по английскому языку в рамках школьной программы мне вполне хватало для того, чтобы понятно изъясняться с иностранцами.

    Если вы не обладаете необходимыми языковыми познаниями, купите хороший русско-английский разговорник, который не даст попасть впросак в любой ситуации.

    Менталитет европейцев

    Они дружелюбны, отзывчивы, скоры на помощь любого рода. Никогда не стесняйтесь лишний раз обратиться к прохожему. Вам всегда ответят, подскажут, помогут. Не буду говорить о скрытых от туристов психологических чертах населения Старого Света, потому что данная статья не ставит своей целью исследование глубинных пластов европейского подсознания.

    Особенности путешествия автостопом по Европе

    Я уже говорил, что официально на скоростных трассах голосовать запрещено, но: что немцу смерть, то русскому хорошо.

    Соблюдайте для вашего удобства следующие рекомендации: по возможности выбирайте для голосования такое место, где водителю удобно останавливаться. Ширина обочины должна быть достаточной для того, чтобы машина могла встать и не мешать движению основного потока.

    Лучше всего семафорить там, где автомобили притормаживают. Обычно это повороты, светофоры, выезды со стоянок и другие подобные им места. Включайте мозги и ставьте себя на место человека, сидящего за рулем, чтобы понять эти нюансы.

    В Европе очень интересно, необычно, красиво. Уверен, что вам там понравится! Хорошего вам путешествия!

    Фотографии и текст: Алекс Боголюбов для проекта

    В третьей части разговор пойдет об участке от Амстердама до Люксембурга. Первая ночевка на улице, езда с укуренными, встреча с нашими иммигрантами в самой богатой стране Европы.

    День 3. Нидерланды — Бельгия — Люксембург

    Наш маршрут на день:

    Пока Голландия

    Вот мы попрощались с Кристианом и вышли за пределы заправки голосовать машины. Долго мы не стояли, буквально через пару минут к нам подошёл негр с интересным видом: кожаные короткие коричневые шорты, заправленная в них рубашка, сапоги по колено цвета шорт и шляпа с перышком, наподобие традиционной австрийской.

    Первое что он у нас попросил, так это сфоткать его на фоне дорожного знака на выезде из заправки. Потом, немного разговорившись на непонятных для нас обоих языках, он сказал, что сможет нас подкинуть по направлению к Утрехту, а сам после поворачивает на Арнем. Мы согласились и прыгнули в машину к Полу, именно так звали нашего водителя.

    Пол оказался иммигрантом из Анголы, который жил на пособие в Нидерландах в 2 тысячи евро, при этом ненавидя Европу и называя всех людей нетрадиционной половой ориентации. Говорил, зачем ему работать, когда можно не работать и жить шикарно — социальное жилье, пособие, машина. Единственный кого он нахваливал, был Путин.

    Вот такой он, этот Пол:

    С Полом разговор особо не клеился. Во-первых из-за языкового барьера — он не знал английский, при том, что свободно владел португальским, французским, испанским и датчем (голландский). Приходилось общаться в основном на пальцах, с англо-испанским суржиком. Во-вторых, Пол вёл себя как дикарь-ганстер, манера его поведения была вызывающая и в то же время смешила.

    Провез нас водитель около 10 километров и высадил на одной из заправок, до следующего города Утрехта оставалось около 15 километров. Поблагодарив Пола, мы пошли занимать позицию для автостопа. За время простоя в 40 минут нам два раза останавливались машины. Одни ребята ехали в Утрехт, но к сожалению, у них было всего два места, так что мы не поехали. Второй водитель оказался евреем, лет пятидесяти, который сам в свою молодость путешествовал автостопом, но он везти нас отказался, лишь посоветовав сменить позицию и вообще лучше идти на заправку и спрашивать у водителей там.

    Мы, постояв ещё минут десять, все-таки решили идти прямо на заправку. Пройдя метров 20, перед нами останавливается БМВ, и водитель предлагает проехаться. Мы кидаем сумки в автомобиль и садимся в салон. Асгхард, если не ошибаюсь в имени, ехал в Утрехт. Асгхард был добродушным арабом, который всё приглашал нас к себе покупаться, отдохнуть и покушать. Но объяснив ему, что мы только час назад выехали с Амстердама и не нуждаемся в этих благах, а за сегодня надо успеть доехать до Брюсселя.

    На этой машине мы двигались от Утрехта до Бреды

    Водитель сказал, что подкинет нас дальше Утрехта, если нам надо, но прежде заедем к нему домой. Пока он быстро решал какие-то дела дома, мы ожидали его в машине. Максимум минут через 10 он завёл машину, и мы поехали в Бреду, город на границе Нидерландов и Бельгии. Расстояние от Утрехта до Бреды около шестидесяти километров, которые Асгхард в ущерб своему времени решил потратить на нас. Он также оказался любителем путешествий, объездив на своём автомобиле около 20-ти стран Европы, а также побывавший как турист в ОАЭ и некоторых других странах ближневосточного региона.

    В знак благодарности мы решили сделать ему небольшой презент и подарили одну украинскую гривну. Асгхард попросил, чтобы мы написали на ней наши имена и адреса, затем уже он дал нам пять евро, на которых были написаны его координаты и телефон, на случай если мы когда-нибудь ещё будем в Голландии, и нам потребуется помощь или ночлег. Позже он переписал свои данные на обычный листик из блокнота, но пять евро мы сохранили себе, получился хороший обменный курс.

    Высадили нас на заправке за Бредой, в паре километров от границы с Бельгией. Мы сразу же пошли занимать место для автостопа и минут через 30 нас забирает пожилая пара, лет шестидесяти на Ауди.

    Маршрут их движения пролегал через Брюссель, что нам отлично подходило. В процессе разговора выяснилось, что они едут в отпуск путешествовать по Испании, а мы им сказали, что конечная цель нашего путешествия Барселона. Они без раздумий предложили ехать с ними, сказав, что без проблем подкинут. Нас, конечно, это соблазнило, и быть может, мы даже согласились, если бы нас не ждали в Люксембурге.

    И вот спустя час езды и 90 километров нас высаживают в столицы Бельгии, Европейского Союза и НАТО.

    Брюссель город конечно красивый, но скучноватый. Всё время пока мы шли от окраины до центра, на своём пути за 2 часа встретили человек тридцать. Был небольшой шок увидеть пустую столицу многих международных организаций и объединений.

    2. Зато тут всё аккуратно и со вкусом:

    3. Обычный спальный район:

    4. Центр выше всяких похвал:

    5. Из всех посещенных мною городов, лучшая архитектура, на мой взгляд, именно в Брюсселе:

    6. На центральной площади особая атмосфера:

    По нам никто так и не ответил, а цена самых дешевых хостелов была от 30 евро с человека за ночь. Вырисовывалась перспектива ночлега на улице, и нам ничего не оставалось, как гулять всю ночь.

    Вся жизнь ночного Брюсселя строится вокруг центральной площади и прилегающих к ней улиц — полная противоположность Амстердаму, где жизнь кипит везде. Да и контингент тут, в отличии от столицы Голландии, откланяется в более возрастную сторону.

    Вообщем сидели мы на бордюре, на этой самой площади, как тут крики на весь центр: "Аллах Акбар" . Это группа молодых арабов так развлекается. И тут слышим где-то рядом, в ответ арабам: "зае..л, иди на х.." , — и время от времени знакомы слова. Потом присмотрелись, а рядом сидят ребята, явно не славянской внешности и вставляют в свою речь иногда русские слова. Ребята оказались киргизами-гастарбайтерами.

    Потом на протяжении ночи мы знакомились с какими-то ментами из Москвы, приехавшими на соревнования и девчонками с Краснодара, среди которых была одна грузинка, которые учатся по обмену в Германии.

    Время шло к утру, а на сон уже просто вырубало, так что в одном из парков мы расстелили одеяло и поспали несколько часов. Проснувшись, мы начали выбираться за город, чтобы продолжить наш путь в сторону Люксембурга.

    День 4. Прощай Брюссель

    7. Пока выходили из города увидели вот это:

    Маршрут на день:

    Выбирались из города часа два, по пути немного перекусив. И вот мы на окраине города, на трассе, ведущей в Люксембург до которого оставалось 200 километров. Дело часов трёх, учитывая качество европейских дорог и то, как быстро забирали трёх человек.

    8. Один из дорожных указателей в Бельгии:

    Стояли недолго и вот первая машина — подбирает нас заплаканная женщина, у которой недавно умер брат. Ей по пути было километров двадцать, но в итоге она решила провезти ещё 30 сверху, за что ей огромное спасибо.

    Следующим, спустя минут 20 стояния, нас подбирают два парня на пикапе с питбулем на заднем сидении. Скинув сумки в багажник, мы уселись втроём назад к собаке. Водитель знал только французский, поэтому общались только с его другом. Ребята попивали пивко и крутили косяки марихуаны на всём нашем пути. С ними мы свернули с автобана и переместились на второстепенную дорогу, которая вилась среди небольших деревень и городков, находящихся в красивейших местах Бельгии, а именно провинции Люксембург. Нет, это ещё не государство Люксембург, а лишь одна из бельгийских провинций.

    9. Высадили они нас возле железнодорожной станции, в прекрасной долине, в одной из деревень:

    10. Уютненько тут:

    11. Одинокий рыбак и стол с ближайшего бара в реке:

    Потом разобравшись, мы поняли, что провезли ребята с собакой нас хоть и немало, но высадили между двумя основными дорогами, ведущими в Люксембург. До каждой из дорог было километров по пятнадцать, а учитывая небольшой дорожный трафик в этих местах, мы подумывали, что придётся идти пешком и потратить на этот путь часа три. Но автостоп в Европе на второстепенных дорогах, вдали от автобанов, оказался лучше, и мы не прождав и пяти минут уже ехали в очередной машине.

    Километров через семь нас высадили в другой деревне, не менее прекрасной, чем предыдущая и к тому же более живой. Тут проходил какой-то фестиваль, стояли большие кемпинги, люди отдыхали по кафешкам и гуляли улицами. Здесь же я в одном туристическом центре взял подробную карту Провинции Люксембург, и мы уже точно определили наше положение — город Рошфор.

    12. Река, протекающая в Рошфоре:

    13. Флаги разных стран, в том числе и российский справа:

    Встречай Люксембург

    В городе мы долго не задержались и выйдя на окраину, моментом поймали внедорожник БМВ, каких я ни разу не видел в наших краях. В отличной машине с кожаным салоном и кондиционером мы ехали прямиком в столицу государства Люксембурга — город Люксембург. Это в ста десяти километрах от места, где нас подобрали.

    Пока ехали, связались с Ириной, у которой мы должны были остановиться, жившей уже 15 лет в самой богатой стране мира по ВВП на душу населения, после Катара. Шифланж, городок, находящийся в 15 километрах к югу от столицы, именно туда нам надо было прибыть в гости. Водитель любезно подкинул нашу группу из трех человек на место.

    14. Высадил нас товарищ возле мэрии:

    Встретив нас, Ира отвела к себе в дом, при этом стараясь как меньше сделать так, чтобы нас увидели соседи. Дело в том, что в Люксембурге, как нам рассказали, жить довольно скучно, хоть страна и считается одной из . Так вот, после работы люди то и делают, что сидя у окна смотрят, чем занимаются соседи. Так вот если они видят, что сосед привёл кого-то им незнакомого домой, вызывают полицию, чтобы чисто из любопытства узнать, кто же приехал.

    Полиция приезжает, проверяет документы, а потом жители улицы у стражей правопорядка интересуются, что за персона пожелала посетить их край. После проверки документов полиция спокойно себе уезжает, а люди, когда всё узнали с чувством выполненного долга, расходятся по домам и наблюдают дальше за действиями соседей. Вот такие традиции 🙂

    Вечером к Ире стали сходится гости, среди которых был Игорь с Евпатории, один Армянин, имя которого я позабыл, и девушка родом с Луганска, активная прихожанка православной церкви Люксембурга. Все они уже считались местными гражданами, у которых на руках были паспорта Люксембурга. Накрыли большой стол, с множеством еду, мы жарили сосиски, пили пиво местного разлива и наслаждались общением на заднем дворике коттеджа, что на ближайшие три дня стал нашим домом.

    День 4 — 5. Поездка в столицу

    15. Собравшись с утра и позавтракав, выдвинулись на железнодорожную станцию:

    16. Купив за 4 евро билет на неограниченное количество поездок внутри страны, уселись на втором этаже:

    17. Минут через пятнадцать мы были на железнодорожном вокзале Люксембурга:

    Затем отправились гулять в центр:

    Город красивый и интересный, разбитый на две части, одна находится внизу в раздолье у реки, вторая считается верхней. Люксембург в отличии от Брюсселя оказался более живым, и людей здесь было на порядок больше, хотя население города 100 тысяч человек, а в стране в целом около полумиллиона.

    Люксембург очень статусный город, тут я увидел фирменные магазины Chanel, Dolce $ Gabbana, Rolex. В целом по духу Люксембург похож на Швейцарию, к тому же это второй финансовый центр Европы вслед за ней.

    Погуляв по городу, ближе к вечеру мы отправились домой в Шифланж. На следующий день нам предстояло отправляться в самый длинный отрезок путешествия через Францию.

    За предыдущие несколько дней мы преодолели 500 с лишним километров, до Барселоны оставалось 1150.

    Последний день в Люксембурге

    Посовещавшись утром, мы решили, что расстояние в 1150 километров нам по силам преодолеть за дня четыре. На календаре было 22 июля, а на 26 я забронировал хостелы в Барселоне. Всё никак не могли себя заставить выбраться из дома, а время шло, да к тому же Ира предлагала нам задержаться ещё на час.

    Тратить много денег по Франции мы не собирались, предпочитая оставить побольше на дешевую Испанию, и уже там оторваться по полной. Снимать жилье было не из дешевых удовольствий, поэтому Ира нарулила нам палатку, через своего знакомого люксембуржца Эдди. Мы в знак благодарности сделали Эдди подарок в виде украинских десяти гривен.

    Затем я и Кирилл сфотографировались с Эдди и Ирой на память. Делал фото кореш Эдди Марко, который на вид из себя представлял героя американских боевиков 80-х — камуфляжные штаны, безрукавка из-за которой видно забитые портаками руки Марко, армейская прическа, грозный взгляд и походка. Затем они оба удалились в местный кабак, где Эдди начал хвастаться всем друзьям своими фото с путешественниками из далеких краёв. Для них это целое событие, так как жизнь у них скучна: работа-дом-кабак.

    Буквально через пол часа Ире звонит Эдди и выкладывает, что Марко теперь тоже хочет фото с нами)) Ну мы не жадные, так что дождались их и сделали фото с Марко, после чего его грозный вид сразу растаял. Он радовался как ребенок. Оказался Марко бывшим французским спецназовцем, воевавшим в Африке, но даже он устерёг нас объезжать Марсель. По словам всех присутствующих Марсель был самым криминогенным и опасным городом Франции. Но нам он и не нужен был, наш маршрут проходил в 100 километрах от этого портового города.

    "Автостоп" придумали бедные путешественники: денег у них не было, а покататься по разным странам очень хотелось. Сейчас тысячи людей за границей пользуются этим способом передвижения. В основном, конечно, молодежь. Например, когда едет отдыхать на юг или возвращается домой на студенческие каникулы.

    Европейцы достаточно охотно принимают в свои машины попутчиков. Легче всего поймать машину в Германии (особенно в западной части). Немцы считают, что таким образом они поощряют бережливость и активность молодежи. Без особых проблем можно найти попутку в Бельгии и Голландии. В Италии автостоп полон сюрпризов, итальянцы берут попутчиков, чтобы было с кем пообщаться и скоротать дорогу. Во Франции с автостопом сложнее: французы не очень любят бесплатных пассажиров, но при желании и настойчивости и по этой стране можно попутешествовать задаром.

    На Западе человек с протянутой рукой на шоссе смотрится так же нормально, как если бы он ловил такси в городе. Так что никаких комплексов по этому поводу у вас не должно возникать. Автостоп для многих - это поиск романтики, а совсем не суровая необходимость. Так путешествовали многие знаменитости в годы своей юности. Например, Род Стюард. Автостоп, типично богемный способ жизни, придает обыденной жизни острый привкус приключений.

    Однажды я отправилась в путь в самый тяжкий для автостопа день. Я ехала из Бельгии. Во Франции из-за забастовок и социальных волнений были закрыты все скоростные дороги. Об этом я узнала уже в пути, когда пересекла границу. Табло гласило "1 route - Paris - 200 km". По словам знакомой, я должна была быть в Париже чуть ли не через пару часов. Никто в Бельгии не знал, что трудовая Франция решила бастовать именно в этот день и все окрестные жители отложили свои поездки. Шоссе было пустынно.

    К счастью для меня, нашелся еще один бельгиец, врач-ветеринар. Он ехал по вызову во французскую деревню к своему соотечественнику. Он говорил только по-фламандски, "Nе, Nе, Paris nе", повторял он, но долго что-то предлагал мне на своем гортанном языке. Посмотрев на его открытое лицо, я интуитивно почувствовала, что ничего плохого он делать не собирается. Действительно, он подвез меня к автостанции, где было припарковано несколько "большегрузов" - дальнерейсовых рефрижераторов. Их командировки были запланированы заранее, и они, так же, как и я, не могли повернуть назад. Многие из них были из Германии и Италии. Первый же водитель согласился взять меня с собой. В его огромной кабине было очень комфортно и чисто, как в международном купе. Он ехал из Гаскони на север, и со свойственным гасконцу темпераментом хохотал, рассказывал о юге Франции, своей семье, соседях, детях, собаке и кошке. Он требовал, чтобы и я рассказала о России и о себе. Одновременно он слушал футбольный матч по радио и кричал: "Мазилы! Я бы им показал, как нужно играть, да ноги педалями заняты!" Периодически он перебрасывался шуточками по рации с водителями, проезжающими мимо.

    Эй, парень, пропусти меня на первую полосу, - просил догоняющий фургон. Он обогнал нас и, заглянув из своей кабины в нашу, приветливо помахал рукой.

    Да тебе везет, ты едешь в женском обществе, - сказал этот водитель гасконцу. И гасконец тут же вкратце пересказал ему мою биографию. Дескать, российская журналистка едет в Париж.

    Жаль, что я не еду в Париж. Может, поедем в Англию? - он сбавил скорость и еще какое-то время ехал рядышком.

    У меня нет визы, - сказала я.

    Какая ерунда! В моей машине тебя никогда не будут проверять на таможне. Не хочешь рискнуть?! Нет! Ну, удачи! - и он помчался дальше.

    Слушай, а зачем тебе Париж? - сказал гасконец, - поедем в Лиль. Там тоже много интересного.

    Тут же он выдал мне массу информации и о Лиле, и о его окрестностях. Потом он поведал мне о забастовках, социальных проблемах и работе автофирм в Европе. Времени у нас было много. Мы медленно ехали по проселочным дорогам. Многотонная машина, похожая на короткий поезд, с трудом разворачивалась на улочках провинциальных городков. Но что поделать, шоссе перекрыты. Гасконец ругался на непереводимом южном наречии, а я тихо радовалась. В этот самый трудный для него день мне выпала нежданная удача увидеть, правда, с трехметровой высоты, всю Францию в разрезе.

    Перед поворотом на север гасконец, переговариваясь по рации с проезжающими мимо водителями, нашел коллегу, который ехал в Париж. Это был флегматичный, молчаливый бретонец с огромными усами a la Salvador Daly. Он просидел всю дорогу молча, в полной тишине, с отключенным радио и напоминал больше манекен для испытания нового автомобиля. Его взгляд был устремлен вдаль, поверх шоссе.

    Машина бретонца была более современная, чем у гасконца. Внутри было много различных приборов, как в кабине самолета. Он вез фармакологические препараты. По пути бретонец милостиво сделал крюк, заехав в центр Парижа, чтобы подвезти меня прямо к станции парижского метро, хотя я его даже не осмеливалась об этом попросить.

    От этого автостопа у меня осталось самое приятное воспоминание. Хлопот было немного. Я рассмотрела почти всю Францию, познакомилась с типичными французами.

    Как-то в Париже в центре Жоржа Помпиду я встретила русского со спальным мешком, котелком и прочим скарбом, необычным для россиянина в Париже. История, рассказанная им, была грустна. Еще десять лет назад он эмигрировал из России в Южную Африку и получил гражданство этой страны. Сначала все было как в раю, он жил на пособие по безработице, но чувствовал себя хозяином мира. А затем на выборах победили черные, и все поменялось.

    Как-то, узнав, что в России тоже большие перемены (но черные не у власти), он решил двинуться туда автостопом. Только не напрямик, чтобы не заблудиться в джунглях и быть съеденным, а по береговой полосе, где есть хоть какая-то цивилизованная жизнь. Добравшись до Сирии, он попросился чернорабочим на корабль и приплыл в Марсель. Решил передохнуть в парижских ночлежках и отъесться в благотворительных бесплатных столовых для нищих, а потом двинуться в сторону родного Урала. В Европе мне часто встречались люди, добравшиеся автостопом из Швеции в Грецию или из Польши в Испанию за пару дней. Но автостопом в Россию, из Африки - это невозможно! Так и не попал на родину...

    Мои парижские знакомые, узнав о том, что я приехала во Францию автостопом, пришли в ужас. "Это очень опасно!" - в один голос сказали они. Но я не раз ездила внутри самой Франции и в другие страны на попутках, и всякий раз этот было удобно и интересно. И даже более комфортно: не раз меня подвозили к самому дому. Иногда водители предлагали заняться любовью, но услышав отказ, не обижались и вели себя вполне корректно. Я долго держала этот способ за самый лучший, безопасный и захватывающий, пока не прочитала несколько репортажей о пропавших без вести, зверски убитых и ограбленных туристах-автостопщиках.

    Одного из преступников нашли. Им оказался местный Чикатило, вполне преуспевающий, приличного вида коммивояжер с типичной для французов фамилией Дюпон. Обаятельный, общительный, богатый, он никогда не сидел в тюрьме, не лечился у психиатра и был на хорошем счету у местной полиции, что не помешало ему поставить французский рекорд "серийных убийств без видимых причин". Он часто ездил на своей машине в деловые командировки по провинциям и охотно брал попутчиков - девушек и юношей. И неизменно с цинизмом повторял: "Вам здорово повезло, что попали ко мне".

    Через какое-то время (когда будущая жертва уже полностью расслаблялась) он сворачивал в лесок, как он говорил, перекусить на природе, вынимал из-под сидения револьвер и выкидывал жертву из машины. Привязывал ее к дереву проволокой и начинал пытать дрелью, пилой, инструментом для ремонта автомобиля. Ему нравилось не убивать, а мучить. Жертвы умирали от болевого шока или потери крови. Только двум удалось избежать смерти - они-то и смогли потом идентифицировать маньяка.

    Случаются во время поездок автостопом и грабежи, и изнасилования. Но, к счастью, в Европе это большая редкость.

    В целом, если вы выбрали такой способ передвижения, риск заночевать в чистом поле или быть найденным на обочине утренним полицейским патрулем - невелик. Шансов быть зверски замученным намного меньше, чем погибнуть в обычной автокатастрофе. Если брать статистику преступлений, можно увидеть, что многие преступления совершаются в лифтах, но это не мешает гражданам пользоваться ими ежедневно.

    Главная беда в автостопе - это просто долгое ожидание. Но рано или поздно кто-нибудь остановится, увидев вашу протянутую руку. В худшем случае вы проведете на шоссе пару часов. Поймаете вы машину или нет, во многом зависит от того, как вы выглядите. Один мой знакомый сорокалетний парижский художник, косматый, в живописных нарядах короля в изгнании, на самом деле настоящий интеллигент, человек исключительно добродушный и поэтичный, - однажды простоял несколько часов на шоссе, и ни одна машина не остановилась. Все принимали его за сумасшедшего бродягу.

    Еще одна проблема: никогда нельзя точно рассчитать, через сколько времени вы попадете в нужное вам место. Дорога может оказаться не самой короткой. Допустим, по карте от места отправления до места назначения 200 километров. Теоретически этот путь можно проделать часа за три. Но добавьте сюда час на ловлю машины, час на непредвиденные остановки в кафе, автозаправки и так далее. Водитель может по дороге заехать совсем не в тот город, куда вам надо. Ясно, что путешествие автостопом занимает гораздо больше времени, чем, например, поездом.

    Перед тем, как отправляться в путь, внимательно просмотрите карту. Наметьте несколько промежуточных точек - крупных населенных пунктов. Выпишите их названия, чтобы не маяться на шоссе. Например, когда я ехала из Парижа в Брюссель, я понимала, что вряд ли быстро найду машину, которая прямо туда и направляется. Подходя к останавливающейся машине, я говорила: "vers Bruxelles" (в сторону Брюсселя), но если за этим следовал отрицательный ответ, называла все выписанные названия промежуточных городов. Тут же оказывалось, что хозяин машины направляется в один из этих городков, в Верден или Реймс, которые находились на полпути. Оттуда добраться до Брюсселя было намного легче. Преодолевая небольшие дистанции и сменив две-три машины, куда проще и быстрее добраться до цели, чем ожидая ту единственную, которая сразу же довезет вас до места.

    Нет большой разницы в способах голосования на дороге. Вы можете прыгать на обочине, размахивать руками или просто стоять, держа в руках картонку с надписью города, куда направляетесь. Только не пытайтесь остановить машину на автостраде - скоростном шоссе: там остановка запрещена. На маленьких же "проселочных" дорогах трудно найти человека, который едет далеко. Попросите его довезти хотя бы до ближайшей заправочной станции или стоянки. Там смело подходите ко всем подъезжающим машинам. Вас возьмут те самые люди, которые не остановились бы на шоссе.

    Некоторые не тормозят из-за инерции или лени. Некоторые по невнимательности, потому что погружены в раздумья о своих делах. Есть тугодумы, которые реагируют только через пять минут после того, как увидят человека на дороге: "А ведь можно было взять...". Нехитрая уловка: когда вы просите подвезти вас при свидетелях, гораздо меньше вероятность нарваться на преступников.

    На стоянке или заправке можно обращаться к водителям больших фургонов. Вообще им не рекомендуется брать попутчиков, потому что есть риск встретить грабителя. Но они могут нарушить это правило, если увидят безобидного студента и тем более девушку. Для молодых женщин этот вид благодетелей самый безопасный: водитель-дальнобойщик (за границей, только за границей!) не свернет внезапно в лесок и не начнет настойчиво предлагать заняться любовью. Еще одно преимущество шоферов большегрузов: обычно они едут на длинные расстояния и в крупные населенные пункты. В их кабинах просторно и удобно, они отличаются от наших грузовиков, как "боинг" отличается от "кукурузника".

    Если же у вас есть хоть немного свободных денег на дорогу, то можно путешествовать тоже на машине, но вскладчину. Почти во всех европейских странах есть специальные бюро, которые сводят владельцев машин и бедных путешественников. Автолюбители, желающие подработать, дают в такие бюро информацию о своих будущих маршрутах. Информация помещается в базу данных. Вы приходите в бюро и говорите: "Я еду туда-то тогда-то. Нет ли в этом направлении и в это время попутной машины?" Вам может повезти, а может и нет. Но если сегодня "рейса" нет, он будет завтра. Во многих студенческих центрах есть специальная доска объявлений, где водители, часто сами студенты, оставляют записки: "Еду в Рим 5 мая, могу подбросить троих, обращаться по телефону..." Плата за услуги обычно невысокая, по договору. Иногда вообще требуется заплатить только за бензин.

    Бюро берет небольшие комиссионные, разные в зависимости от расстояния (например, от Брюсселя до Парижа - около $7). Водителю вы платите из расчета не более 500 рублей за километр (Брюссель - Париж стоит 56 французских франков, или 50 тысяч рублей). Платят обычно в валюте той страны, куда вы едете. Но можно и в долларах. Некоторые называют одну цену независимо от количества пассажиров, но чаще требуют эту таксу с каждого седока. Водитель может заехать за вами прямо домой, но это не обязательно. Иногда вы можете договориться, что он захватит вас на улице в месте, удобном для вас обоих. Довозить до самого порога он также не обязан, но всегда можно попробовать уговорить. Кормить вас, конечно, никто не будет, но за бензин и проезд по платным дорогам вы ничего не должны. Считается, что водитель берет с вас деньги для того, чтобы оправдать свою дорогу. Если он едет обратно в удобное вам время, можно и вернуться вместе. Это стоит еще дешевле.